28 апреля в Испании случился блэкаут, около 60 миллионов человек остались без электричества. 2 мая подобная ситуация произошла на Бали. И если в последнем случае известна причина — повреждение подводного силового кабеля, то с Испанией ясности нет. Нечто подобное произошло и в Казахстане в январе 2022 года, когда юг страны оказался обесточен. Тогда причиной аварии стали отключения в энергосистеме Узбекистана. Сегодня поводом для подобной ситуации может стать обычный дефицит электроэнергии.
Желание есть — возможностей нет…
По данным агентства Energyprom.kz, Казахстан столкнулся с беспрецедентным дефицитом электроэнергии. Разрыв между производством и потреблением оказался максимальным за последние годы. Так, в прошлом году казахстанские электростанции произвели 117,9 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, в то время как потребление составило 120,4 миллиарда киловатт-часов. Итого дефицит в 2,4 миллиарда киловатт-часов. Если бы не поддержка российских энергосетей и немного из Кыргызстана, блэкаут повторился бы. А все потому, что стране катастрофически не хватает генерирующих мощностей: старые ТЭЦ и ГРЭС изношены, а за годы независимости не построили ни одной крупной электростанции. Пытаясь уйти от угольной зависимости и встать в один ряд в развитыми европейскими странами, Казахстан сделал ставку на зеленую энергетику, на ветряки и солнечные панели, причем не собственного производства — пополняем казну все той же Европы.
Позже появилась тема строительства АЭС — для многих спорная, но реально жизнеспособная. Но и тут очень долго запрягаем: три года ушло на подготовку к референдуму. Провели. Уже почти год не можем выбрать подрядчиков: хотим и на елку залезть, и не уколоться, соблюдая политкорректность. В итоге пока ничего, так что блэкаут вполне возможен, если опять же не выручит Россия. Причем именно она предлагает Казахстану помощь в строительстве АЭС на выгодных условиях. Правительство в раздумьях.
Кто починит энергетику?
Износ энергоснабжающей инфраструктуры в Казахстане, видимо, тема вечная. По данным Energyprom.kz, если в целом по РК уровень износа основных фондов на начало 2024 года составил 46,5 процента, то в сфере теплоэлектроснабжения — сразу 70,5 процента. В качестве главного механизма решения проблемы задействована программа «Тариф в обмен на инвестиции», а также в конце 2024 года был принят национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов» на 2025-2029 годы. Правда, реальных действий в рамках проекта пока не предпринято. Разве только выделение средств на ремонт старого. Например, из резерва Правительства выделено около 1,7 миллиарда тенге для ремонтных работ на ТЭЦ в Риддере. В течение последних двух лет из резерва Правительства и бюджета области в эту ТЭЦ уже было вложено 15,5 миллиарда тенге. Если учесть, что первая очередь станции была запущена в 1956 году, то есть почти 70 лет назад, пришло время не латать, а менять. Возможно, на фоне необходимой для строительства новой станции в районе 300 миллиардов тенге это и копейки, но сколько она еще протянет? Такая же история и с Экибастузской ТЭЦ, которую подлатали, но новой жизни не дали. Впрочем, даже изношенные сети можно сделать надежными, если последовательно инвестировать в отрасль согласно принятой программе.
Фото Талгата Галимова