Прошло чуть больше недели, как Правительство возглавил новый Премьер-министр, перед которым глава государства поставил новые-старые задачи по дальнейшему подъему экономики. Сегодня разговор о том, что актуально для нефтегазовой отрасли, которая является основной кормилицей бюджета страны. Более подробно своим мнением в интервью «НП» поделился эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов.
— Господин Жумагулов, несмотря на большие надежды человечества на ВИЭ и конкретные грандиозные проекты будущего, такие как завод по производству зеленого водорода, нефть была, продолжает быть и еще долго будет востребована на рынке энергоносителей. С момента обретения независимости в Казахстане с приходом мировых акул нефтегазового бизнеса идет активное освоение нефтегазовых месторождений на западе страны. Хватает ли наших запасов, чтобы республика могла сохранять за собой статус нефтедобывающей страны?
— Согласно официальным данным, в Казахстане сегодня насчитывается 289 действующих нефтяных месторождений, чьи извлекаемые запасы нефти оценивают в 4,38 миллиарда тонн, из них только в Атырауской области — 3,2 миллиарда тонн, или более 70 процентов от всех запасов. На втором месте — Мангистауская область, на долю которой приходится 0,56 миллиарда тонн извлекаемой нефти. На третьем — Актюбинская область с 0,36 миллиарда тонн, на четвертом — Кызылординская с 0,12 миллиарда тонн, на пятом — Западно-Казахстанская с 0,09 миллиарда тонн. В остальных регионах республики — 0,05 миллиарда тонн. Так что беспокоиться за статус нефтяной державы, запасы и доходы в казну нам не придется еще много лет.
— Согласно приведенным вами данным, Атырауская область — настоящая кладезь черного золота. Однако нынешней зимой погода устроила немало сюрпризов: центр самого богатого региона — Атырау — утопает не в нефти, а в грязи! В чем проблема, на ваш взгляд?
— Да, наша нефтяная столица, хотя друзья просят меня не называть так Атырау, сегодня утопает в грязи. На празднование 30-летия Тенгиза был приглашен один из экспатов, принимавший участие в освоении нового Тенгиза. Как же он удивился, увидев Атырау через 30 лет! Он реально думал, что город за 30 лет превратился в Лас-Вегас. Но увы... Лучшие умы и инженеры мира решают технологически сложные задачи на нефтегазовых проектах Кашаган и Тенгиз в Атырауской области, а вот проблему ливневой канализации города не могут решить уже десятки лет. На мой взгляд, это и есть главная проблема, причем не только Атырау, но и Астаны.
Порой задаюсь вопросом: может, так выгоднее? Ведь вода смывает асфальт, образует ямы... Приходится часто ремонтировать дороги, а это новые рабочие места.
К сожалению, такой парадокс: регион, который больше всего дает поступлений в бюджет страны, не может в полной мере распоряжаться доходами, чтобы решить вопрос с «ливневкой» раз и навсегда в областном центре. Тут уже вопрос больше к городским властям, к соответствующим ведомствам и структурам, ответственным за четкое функционирование города.
— Вы долгое время возглавляли Союз нефтесервисных компаний Казахстана и знаете все проблемы отечественных предприятий, которые пытаются войти со своими товаром и услугами в крупные нефтегазовые проекты, реализуемые в республике. Об этом говорилось много лет и до сих пор есть барьеры. Повторяться не будем, есть ли подвижки?
— Вопрос до сих пор актуален. Совсем скоро первому вице-премьеру Роману Скляру предстоит провести переговоры с собственниками всех крупных промышленных предприятий, в первую очередь в добывающих отраслях. Руководители предприятий должны представить конкретные планы по созданию в ближайшее время новых производств высокого передела.
Кстати, новый глава Кабмина Олжас Бектенов акцентирует внимание на том, что отечественные промышленные гиганты должны кардинально увеличить закупки казахстанских товаров, работ и услуг.
На этой неделе в стенах Минэнерго прошло очередное заседание рабочей группы, на котором в очередной раз в центре внимания был вопрос поддержки отечественных товаропроизводителей в крупных нефтегазовых проектах.
В ходе дискуссий самое здравое предложение прозвучало от вице-министра энергетики Асхата Хасенова — акцентировать внимание на сервисных контрактах по техобслуживанию на проекте Тенгиз, так как долгосрочные контракты на поставку товаров и оборудования для производственных нужд ТШО уже заключены. Но впереди мастер-контракты по техобслуживанию производственных объектов ТШО до 2032 года с ежегодными затратами в 200 миллионов долларов. Вот на таких сервисных проектах и нужно думать о возможностях для казахстанского бизнеса, иначе контракты достанутся крупным игрокам, которые делиться объемами точно не будут.
— При затратах в 200 миллионов долларов США логично, что такие проекты — мечта казахстанских сервисников. Но они изначально дорогие, и не у всех есть силенки освоить их. Каким может быть решение в такой ситуации?
— Да, контракты большие по стоимости, но это не повод отказываться от них. И выход есть. Мы предлагает такой вариант, как «дробление предоставляемых услуг». Например, механические работы могут выполняться по десяти дисциплинам, часть из которых уже давно освоили и успешно выполняют казахстанские сервисные компании. При таком варианте, как «дробление», расширяются возможности для вхождения наших компаний в крупные нефтегазовые проекты. На мой взгляд, это правило необходимо закрепить постановлением Правительства, чтобы обеспечить справедливый подход, в первую очередь для отечественных предприятий.
— Недавно в своем телеграмм-канале вы выявили ряд противоречий в тексте Национального плана развития Казахстана до 2029 года, составленного Агентством по стратегическому планированию и реформам. Я имею в виду в той части, которая касается нефтегазового сектора. Можете привести пару примеров, где у вас было больше всего вопросов?
— Возьмем, к примеру, пункт стратегического плана под названием «Концен
Но позвольте, ребята, на долю КТК на протяжении двух последних лет приходится ровно 80 процентов экспорта, а к 2029 году он должен достичь, наоборот, 90 процентов ввиду увеличения нефтедобычи на Тенгизе и Кашагане и снижения добычи на зрелых месторождениях! Альтернативы КТК на сегодня нет! Еще один пункт этого документа гласит: «В случае прекращения транспортировки нефти по КТК могут быть задействованы мощности нефтепроводов Атырау — Самара и Казахстан — Китай».
Ребята, в этих маршрутах и так «сидит» Россия. Мы практически через SWOP-операции обеспечиваем нефтью Павлодарский НПЗ уже 30 лет, при этом один миллион тонн нефти через Самару гоним обратно в Казахстан.
Третий пункт, который вызвал у меня вопросы, — это «Привлечение инвестиций для реализации проекта «Евразия» (прогнозные ресурсы 230 — 1000 миллиардов тонн)».
Три года назад национальная компания «КазМунайГаз» вышла из этой затеи ввиду экономической нецелесообразности бурения экспериментальной 15-километровой скважины. Здесь разумнее было ввести на первом этапе скважины глубиной семь-восемь километров для обнаружения нефти, а дальше следует действовать по обстоятельствам. Вопрос открытия новых месторождений всегда будет актуален.
P.S.
Вчера Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов во время встречи с управляющим директором евразийского подразделения компании Chevron Дереком Магнессом призвал инвесторов помочь в развитии местного содержания, сообщает пресс-служба Правительства.
"Требуется более тесное взаимодействие с отечественными производителями, заинтересованными в выпуске продукции. При этом, если необходимые товары или оборудование в стране не производятся, мы хотим видеть конкретные планы по локализации этих производств на территории Казахстана в ближайшие два-три года. Убедительно прошу пересмотреть работу в этом направлении", — сказал Бектенов.