Казахстан с его огромными запасами угля просто «обречен» на развитие углехимии. Китай, учитывая потенциал наших недр, готов поделиться своим опытом переработки этого вида ископаемого, заявил казахстанский эксперт Сергей Агафонов в рамках видеомоста «Угольная генерация: каковы ее перспективы в Казахстане?»
АЭС — хорошо, но ТЭЦ лучше?!
На фоне разговоров о строительстве не одной, а как минимум трех АЭС, о целях по достижению углеродной нейтральности со снижением вредных выбросов в атмосферу в стороне остались вопросы добычи угля, который является топливом крупнейших ГРЭС, а также многочисленных «дышащих на ладан» ТЭЦ в городах и селах страны.
Зеленая энергетика и более экологичные станции на газе… Все это будет реализовано в будущем, как минимум лет через 10-20. А до сих пор почти 70 процентов в энергокорзине республики занимает угольная генерация. И во время суровых зим уголь был и остается главным источником тепла для наших домов.
Эксперт по энергетике ситуационно-аналитического центра Министерства энергетики Еркебулан Кожмамбетов считает, что сейчас рано «ставить крест» на угле. И на то есть несколько причин: это дефицит газа, огромная территория страны, отчего очень дорого тянуть газопроводы с нефтегазоносного запада на север и восток Казахстана.
«Во-вторых, по официальным данным, запасов угля в республике хватит на 300-400 лет. И было бы глупо отказываться от таких ресурсов. Поэтому пока у нас будут строиться угольные станции», — сказал он.
Кстати, истории с замерзающими городами, где ТЭЦ давно перешагнули свой моральный и физический лимит, повторяются последние годы практически каждый отопительный сезон. Выход, как обещает Правительство, — в строительстве в партнерстве с Россией трех новых угольных ТЭЦ на севере и востоке Казахстана до 2029 года. Это более реальная и близкая по времени перспектива. Главное, чтобы существующие старые ТЭЦ выдержали последующие четыре года до введения в эксплуатацию новых.
Еркебулан Кожмамбетов во время видеомоста поделился новостью о том, что в Казахстане может появиться не три, а четыре новых угольных ТЭЦ.
«Изначально мы три ТЭЦ планировали в Казахстане построить. Это Кокшетау, Семей и Усть-Каменогорск. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация по поводу строительства четвертой ТЭЦ в Кызылорде, но она будет комбинированной: с угля можно будет переходить на газ», — отметил эксперт.
Мы «обречены» развивать углехимию
Учитывая огромные запасы угля в Казахстане и низкую стоимость его добычи, наша страна «обречена» развивать углехимию, заявил председатель Ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов, принимавший участие в дискуссиях в рамках видеомоста.
«Однако приходится констатировать, что развитие углехимии у нас находится на начальном этапе. Пока только на одном из угольных месторождений страны, Шубаркольском, из угля стали производить гуминовые и азотные удобрения. Но мы неконкурентоспособны», — сказал он.
Всего в Казахстане расположен 41 угольный разрез, крупнейшие из которых находятся в Карагандинской, Костанайской и Павлодарской областях (север и центр страны). Этих запасов, как упоминалось выше, может хватить на 400 лет.
«Главная проблема слабого развития углехимии кроется в особенностях казахстанского угля, а именно в его высокой зольности — 41 процент. Это делает очень дорогим процесс его переработки. Хотя из угля можно производить такие же товары, что уже получают в мире из нефти и газа», — пояснил эксперт.
Российский эксперт Борис Марцинкевич, продолжая дискуссию о перспективах угольной генерации, привел в пример Китай, который, несмотря на мировой тренд по строительству АЭС, продолжает строить много угольных станций.
«Основополагающий принцип ТЭЦ в Китае — нагрузка на окружающую среду от угольной электростанции должна быть не выше, чем от газовой электростанции той же мощности. И в Китае это соблюдают благодаря новым параметрам пара и новым системам фильтрования. Те технологии, которые в Китае применяют, позволяют улавливать 99,99 процента твердых частиц», — рассказал он.
По словам Сергея Агафонова, китайские компании, учитывая огромные запасы угля в Казахстане, активно интересуются возможностями развития углехимии. Уже есть планы по строительству крупного углехимического производства на территории Казахстана совместно с китайскими компаниями.
«Китай нам в помощь. И я думаю, что в сотрудничестве с соседом, который заметно продвинулся в развитии углехимии, Казахстан сможет достичь успеха в этом направлении», — резюмировал Агафонов.
Справка "НП"
В Казахстане 68 процентов энергии производится за счет сжигания угля, а доля альтернативных источников энергии пока не превышает шести процентов. РК предстоит перейти к углеродной нейтральности к 2050 году, что означает значительное сокращение добычи угля с нынешних 110 миллионов тонн до 30 миллионов тонн в год. При этом геологические запасы угля в республике могут обеспечить добычу еще на 400 лет, исследованные резервы составляют 32-34 миллиарда тонн. Страна занимает 10-е место в мире по объему твердых топливных ресурсов.