Пропадет ли интерес человечества к нефти с активизацией политики декарбонизации, развитием зеленой экономики, а также каким будет вклад в этот процесс энергомобилей? На эти и другие вопросы ответил американский эксперт Джим Буркхард от Global Head Crude Oil & Mobility Research, выступая на нефтяной конференции в Астане.
Какие причины сохранят спрос на нефть в мире?
— Кто из стран ОПЕК+ согласится сегодня при огромных финансовых вливаниях в нефтегазовый сектор заметно сократить свою нефтедобычу? Ответ очевиден: никто, — высказал мнение американский эксперт Джим Буркхард от Global Head Crude Oil & Mobility Research, подойдя ко второй части своего доклада, который касался долгосрочных прогнозов мирового спроса на черное золото. О краткосрочном прогнозе цен на нефть со ссылкой на этого спикера «НП» писало в предыдущем номере.
По его мнению, человечество ждет долгое прощание с нефтью. В таком случае возникает вполне логичный вопрос: какие причины будут формировать мировой рынок нефти в течение будущих десятилетий?
— Первая причина — это демография. Сегодня мы наблюдаем медленный прирост населения, включая вялый прирост трудоспособного населения. Пока впереди в этом вопросе азиатские страны, но в скором времени их догонит Африка. Афри
канский континент даст две трети прироста трудоспособного населения, отчего в последующие 20 лет Черный континент будет играть большую роль в мире и, соответственно, в мировой энергетике, — заявил спикер.
Он заметил, что в Европе, Японии и даже Китае уже наблюдается тенденция постепенного сокращения темпов роста населения. США пока демонстрируют прирост населения за счет эмиграции.
— Третья причина — это геополитическое соперничество между США и Китаем, которое приводит к изменению географии торговых поставок. Так, США решили, что не хотят покупать аккумуляторы и электромобили из Китая, который является их глобальным производителем. США планируют, что другие страны начнут производить эти товары и тратить огромные суммы на альтернативные поставки из Мексики, — сказал американский эксперт.
По его мнению, человечеству еще долгое время придется мириться с добычей нефти и газа. При этом параллельно все больше и больше средств будет вкладываться в декарбонизацию экономики и производство альтернативных источников энергии, солнечных батарей.
— Последующие десять лет станут золотым временем вложения инвестиций именно в зеленую энергетику, — подчеркнул Джим Буркхард.
Электромобили, электромобили буквально все заполонили
Когда речь идет о спросе на нефть, во внимание берется вопрос: как долго человечество будет использовать транспорт, который потребляет топливо, получаемое из этого сырья? Эксперт считает, что еще добрых 20-30 лет авто на ископаемом топливе будут бегать по нашим дорогам.
Однако их количество будет уменьшаться, уступая место электромобилям.
— К 2030 году влияние электромобилей на спрос на нефть будет возрастать. Такова реальность, и от нее нам никуда не деться, — отметил он.
Сегодня главные рынки использования электромобилей — это Китай и Европа. В прошлом году около трети всех проданных в КНР авто — это электромобили, потому что в этой стране принята четкая государственная политика в поддержку этого вида транспорта, которая вывела Поднебесную в лидеры по их производству.
Что касается Европы, где власти озабочены климатическими проблемами, то там смогли добиться лишь 20-процентного заполнения электромобилями своего рынка. В США их доля составляет только восемь-девять процентов.
— Никто не прогнозирует, что спрос на электромобили в мире будет идти вертикально вверх. Будут и рост их продаж, и падение, но тем не менее процесс пошел, а это значит, что влияние этого вида транспорта на цены на нефть в будущие десятилетия однозначно только усилится. По нашим расчетам, стоимость нефти на мировом рынке как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе будет на уровне 65-75 долларов за баррель, — резюмировал Джим Буркхард.
Фото Талгата Галимова