Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Лебедь, рак и щука
ЭкономикаЭнергетика

Лебедь, рак и щука

Удастся ли странам ЕАЭС договориться в вопросах единого энергетического рынка?

В 2025 году планировалось запустить общий рынок электроэнергии Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Речь о системе отношений между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств-членов на основе параллельно работающих энергосистем. Судя по всему, сроки сдвигаются.

Долго запрягаем, быстро ли поскачем?

Работа над общим электроэнергетическим рынком (ОЭР) ЕАЭС началась в 2012 году с разработки принципов его формирования, в числе которых были сотрудничество на основе равноправия, баланс экономических интересов производителей и покупателей электроэнергии, поэтапная гармонизация законодательства государств-членов и другие. В том же году был создан Консультативный комитет по электроэнергетике при Коллегии ЕЭК, который работает как площадка для консультаций с представителями стран евразийской «пятерки», где каждый может вносить свои предложения. 

В 2015 году была утверждена Концепция формирования ОЭР, в которой были определены цели, задачи, функциональная структура, субъектный состав и этапы формирования рынка. Через год утвердили программу формирования ОЭР, в которую вошел комплекс взаимоувязанных организационных, технологических и других мероприятий. В 2017 году разработаны и приняты два распоряжения Евразийского межправительственного совета — о торговых площадках и финансировании мероприятий по формированию рынка электроэнергии. В 2019 году главами государств ЕАЭС был подписан Протокол о внесении изменений в Договор о союзе в части формирования рынка, где были установлены основы и принципы его функционирования, определены участники и компетенции государственных органов. В 2022 году Мажилис Казахстана ратифицировал протокол ЕАЭС об общем рынке энергоресурсов. Министр энергетики, на тот момент Болат Акчулаков, отмечал, что данный рынок планируется сформировать путем интеграции национальных рынков электроэнергии Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. 

«Учитывая особенности национальных рынков, сторонами достигнута договоренность при формировании общего рынка сохранить существующие национальные электроэнергетические рынки, в том числе мощности рынков», — отмечал министр. 

Как это работает?

По данным директора департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Вадима Закревского, это рынок трансграничной торговли, на котором смогут заключать сделки все оптовые производители и потребители электроэнергии из государств ЕАЭС.

«Торговля будет происходить как существующим сегодня способом — по свободным двусторонним договорам, так и на централизованных торгах с использованием биржевых механизмов. Именно централизованная торговля обеспечит развитие рыночных механизмов и транспарентное ценообразование на электроэнергию», — отметил эксперт. 

Все должно строиться на равноправном сотрудничестве, взаимной выгоде и ненанесении экономического ущерба любому из государств-участников. Необходимо соблюдать баланс экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии с учетом особенностей действующих моделей национальных электроэнергетических рынков.

Специалисты считают, что создание общего электроэнергетического рынка стран-партнеров повысит энергетическую безопасность как каждого из его участников, так и всего союза в целом.

По официальным расчетам, эффект от работы ОЭР ЕАЭС оценивается в объеме 7-7,5 миллиарда долларов США ежегодного прироста совокупного ВВП стран союза. Обеспечение дополнительного финансового дохода от полной загрузки мощностей и передающих сетей от 100 до 130 миллионов долларов ежегодно. Прогнозы большинства экспертов сводятся к тому, что в целом от ввода в действие общего рынка электроэнергии ожидается положительный синергетический эффект. 

Ударим по газам

Формирование общего рынка газа в ЕАЭС также интересный, но непростой вопрос. Прежде всего, это вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке. Газопотребляющие государства-члены (Армения, Беларусь, Кыргызстан) ратуют за то, чтобы тарифы на услуги по транспортировке газа на общем рынке не превышали аналогичные внутренние тарифы для субъектов внутреннего рынка газа. Они высказываются за то, чтобы стоимость транспортировки формировалась на прозрачных и недискриминационных условиях, создавала равные конкурентные условия для всех участников общих рынков.

При этом газодобывающие страны (Россия и Казахстан) отстаивают сохранение своего суверенитета на внутренних рынках, выступают за раздельное формирование тарифов для внутреннего и общего рынка газа.

Второй непростой вопрос касается действия двусторонних международных договоров в сфере газа, которые препятствуют организации торговли газом на общем рынке. По мнению Вадима Закревского, в основе идеи создания данного общего рынка лежат экономический базис и интересы потребителей. 

«Можно говорить минимум о семи основных принципах. Это рыночное ценообразование на нефть и нефтепродукты, недискриминационные условия для хозяйствующих субъектов государств-членов, развитие конкуренции и транспортной инфраструктуры. Также среди ключевых принципов — отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле нефтью и нефтепродуктами. Предполагается создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов», — отмечает эксперт.

Главное — договориться о правилах игры, когда учитываются национальные нормы и правила функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов союза. 

Отсрочка возможна?

В феврале текущего года Премьер-министр Беларуси Роман Головченко заметил, что взаимодействие стран ЕАЭС в области энергетики — вопрос неоднозначный. По его словам, задачи, которые необходимо решить до 2025 года, охватывают сложные вопросы, включая интеграцию в сфере энергетики и укрепление глобальной энергетической безопасности.

В мае текущего года замминистра территориального управления и инфраструктуры Армении Акоб Варданян заявил, что до 2027 года не будет создан единый рынок энергоресурсов ЕАЭС. Среди причин, озвученных замминистра, существует пять-семь вопросов, вызывающих разногласия по общему газовому рынку внутри ЕАЭС. В частности, не достигнут консенсус относительно единых принципов формирования цены на газ для всех участников. Россия и Казахстан считают, что принципы ценообразования на их внутренних рынках должны различаться. Кроме того, после запуска общего рынка газа должны быть прекращены все двусторонние контракты, но Россия и Казахстан считают, что контракты должны действовать до истечения срока. Например, для России это будет до 2041 года. 

В июне о сдвиге сроков по формированию единых энергорынков в ЕАЭС заявил Вадим Закревский. По его словам, запуск общих рынков электроэнергии и газа в странах ЕАЭС, который планировали на 2025 год, перенесли на 2027 год. 

Как говорится в таких ситуациях, время покажет. Пожалуй, главное условие успеха подобных глобальных проектов — чтобы всем сторонам это было действительно необходимо.

Читайте в свежем номере: