Сообщение агентства Bloomberg о планах национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) по приобретению двух НПЗ в Болгарии — это просто слухи, считают казахстанские эксперты.
Надо, чтобы желания совпадали с нашими возможностями
На этой неделе Bloomberg, ссылаясь как минимум на два источника, знакомых с ходом частных переговоров, сообщило о планах «КазМунайГаз» купить два НПЗ в Болгарии, ранее принадлежавших российскому нефтедобывающему гиганту — компании «Лукойл».
Корреспондент «НП» попытался выяснить у казахстанских экспертов, насколько такая сделка реалистична.
«Сообщение Bloomberg о планах «КазМунайГаз» по приобретению двух НПЗ в Болгарии — это, на мой взгляд, просто слухи. Я не очень понимаю хитроумность этой сделки, так как КМГ следовало бы в первую очередь навести порядок на родном Атырауском НПЗ, который в последние годы часто подвергается критике общественности и даже Президента. А тут речь идет о покупке двух зарубежных НПЗ с непонятной историей со своими технологическими особенностями и законодательством. При том, что КМГ не имеет опыта работы в нефтепереработке в этой стране», — сказал аналитик по нефтегазовым проектам Олжас Байдельдинов.
Он также прокомментировал информацию Bloomberg о том, что КМГ обсуждает финансирование этого потенциального приобретения с компанией Vitol Group — крупнейшим независимым нефтяным трейдером и крупным игроком в Казахстане.
«Мне непонятно участие Vitol Group в этой сделке в тандеме с КМГ. Vitol мог бы найти других партнеров вместо КМГ для этой сделки, так как годовая выручка Vitol составляет 150 миллиардов долларов США, — подчеркнул аналитик и добавил: — И непонятно, какова роль КМГ в этой сделке, так как денег у казахстанской компании не очень много. Помимо этого есть задача по национальным проектам в стране в нефтедобыче и нефтепереработке!»
Байдельдинов высказал большие сомнения в том, что такая сделка у КМГ может быть правдой.
«Будем следить за новостями из Болгарии — станет ли КМГ участником этой сделки, но, повторюсь, я в нее не верю!» — резюмировал аналитик.
Сомнение относительно реалистичности такой сделки с участием КМГ в интервью «НП» высказал и высокопоставленный казахстанский нефтяник.
«У АО НК «КазМунайГаз» (КМГ) нет столько нефти, чтобы осуществлять еще и полноценные поставки на два НПЗ в Болгарии в случае их покупки», — заявил собеседник на условиях анонимности.
Он признался, что ранее представители КМГ проводили переговоры (по покупке НПЗ в Болгарии). «Наши (нефтяники) рассматривали этот вопрос. Но в результате у нас было отрицательное мнение, так как пока нет таких объемов сырья», — уточнил нефтяник.
По его мнению, переговоры и намерения о покупке КМГ двух НПЗ в Болгарии, о которой упоминает сегодня Bloomberg, — это старая и неактуальная информация.
«Главное: столько нефти нет у КМГ на поставку еще и на эти заводы (болгарские НПЗ) в Европе. Я имею в виду KEBCO», — подчеркнул нефтяник.
Так, мощность НПЗ в Бургасе, который был выкуплен ЛУКОЙЛ в октябре 1999 года, — почти 9 миллионов тонн нефти. В 2023 году Болгария, следуя примеру Европы, решила запретить импорт российской нефти. В результате доля нефти из Казахстана, перерабатываемой в стране, выросла примерно до 40 процентов, а остальная часть поступала с Ближнего Востока.
Кроме КМГ, есть еще один претендент для участия в этой сделке. Ранее Посол Азербайджана в Софии Гусейн Гусейнов в интервью Euronews Bulgaria заявлял, что в Баку готовы рассмотреть вариант приобретения нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) "ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас" в Болгарии, если поступит конкретное предложение.
Нефти много не бывает
Тем временем на этой неделе в Минэнерго республики заявили о том, что пересмотрели прогноз по добыче нефти в 2025 году в сторону уменьшения почти на миллион тонн — с 97,2 миллиона по плану до 96,2 миллиона.
По данным ведомства, есть ряд причин уменьшения планов по добыче главного экспортного товара страны. «Это остановки на капитальный ремонт на крупнейшем месторождении Тенгиз в мае и августе общей длительностью 50 дней, остановка на другом крупнейшем проекте Кашаган на 21 день, внеплановые остановки на месторождении Карачаганак, ограничения приема газа Оренбургским ГПЗ, остановки КТК на планово-профилактические работы, необходимость соблюдения обязательств соглашения в рамках ОПЕК+», — напомнили в ведомстве.
В конце прошлого года глава Минэнерго РК Алмасадам Саткалиев перечислил все эти причины, объясняя также снижение планового показателя с 90,3 миллиона тонн до 87,8 миллиона.
Но, как гласит народная мудрость — цыплят по осени считают. Какой будет добыча главного экспортного товара, узнаем в конце текущего года. А пока он только-только начался.