Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЭнергетика

Кто покупает казахстанскую нефть?

Казахстан по итогам прошлого года вошел в топ-тройку экспортеров нефти в Европейский союз

По данным Европейского статистического агентства, Казахстан по итогам прошлого года вошел в топ-тройку экспортеров нефти в Европейский союз, пропустив вперед лишь США и Норвегию. Если лидер из этой тройки за 11 месяцев 2023 года экспортировал в страны ЕС почти 60 миллионов тонн черного золота, Норвегия — почти 50 миллионов, то Казахстан — более 40.

География экспорта казахстанской нефти в 2023 году 

В прошлом году из Казахстана на экспорт ушли почти 71 миллион тонн нефти, а если быть точнее, то 70,6 миллиона на общую сумму 42,3 миллиарда долларов США. Такую статистику с указанием стран, куда экспортируется этот товар, опубликовал казахстанский аналитический портал Energy monitor. 

По данным источника, на топ-10 покупателей приходится 90 процентов всего экспорта нефти. Так, в Италию поступает более 24 миллионов тонн из Казахстана, или почти треть от всего экспортного объема. Италия на самом деле является местом назначения, куда танкеры доставляют нефть до порта Триест, а далее по нефтепроводу TAL она уходит в Австрию, Германию, Чехию. Вторым крупным покупателем казахстанской нефти являются Нидерланды, куда поставляется почти шесть миллионов тонн добываемой у нас нефти. На третьем месте — соседний Китай. На четвертом — Южная Корея, которая купила 5,5 миллиона тонн.

Далее в списке покупателей казахстанского черного золота Румыния, Франция, Греция, Турция, Швейцария, Германия, Великобритания и даже Азербайджан, который, между прочим, имеет свои нефтегазовые месторождения. Всего в числе покупателей 27 стран мира. 

“Азербайджан закупал нефть из Казахстана для своего НПЗ”, — пояснил эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов. По его словам, на долю нефти приходится 54 процента всей экспортной выручки РК в бюджет страны. Так, средняя цена одной тонны экспортной нефти составила 599 долларов США (дороже всего — в Панаму, 742 доллара, дешевле — в Узбекистан, 409). Но, следует учесть, что не вся добываемая в РК нефть принадлежит республике, так как, согласно договору, права собственности на ресурсы принадлежат крупнейшим гигантам нефтегазового бизнеса: американским Chevron, ExxonMobil, французской Total, итальянской ENI, Shell, китайской CNPC, российскому ЛУКОЙЛу. 

Крупнейший покупатель — страны Евросоюза

Из всего экспортного объема прошлого года в 70,6 миллиона тонн более 55 процентов, или 40,5 миллиона тонн покупают европейские страны. 

Казахстан по своим поставкам в ЕС опередил такие нефтедобывающие страны, как Саудовская Аравия, Ирак, Ливия, Нигерия и соседняя Россия, объем экспорта которой в прошлом году был вдвое меньше казахстанского и составил всего 18,6 миллиона тонн. 

“Правда, данные Евростата расходятся с данными казахстанского статагентства. По данным наших специалистов, за 11 месяцев 2023 года в страны ЕС было экспортировано более 44,5 миллиона тонн казахстанской нефти. Разница связана с декларацией грузоотправителей, так как трейдеры могут перенаправить нефть в другую страну”, — пояснил Жумагулов. 

Снимок экрана 2024-02-02 в 09.12.32.png

Казахстанская нефть пошла вокруг Африки

На днях новостью в нефтяном бизнесе стало сообщение о том, что нефть, добываемая в Казахстане, пошла самым длинным маршрутом — вокруг Африки. Причина — в нынешней обострившейся геополитической ситуации в разных частях мира и, в частности, в Красном море. 

Отрытые источники, сообщая эту новость, поясняют, что нестабильная ситуация на Красном море, где морские суда подвергаются атакам хуситов, побуждает грузоотправителей казахстанской нефти перенаправлять ее на азиатские рынки в обход Суэцкого канала. 

Так, нефтяной танкер Agistri, загрузивший 10 января этого года 158 тысяч тонн казахстанской нефти с терминала КТК в Новороссийске, выбрал более длительный маршрут — вокруг Африки. Он увеличит расстояние доставки почти на 7000 миль, на которые у танкера может уйти дополнительно более трех недель. Танкер планирует прибыть в корейский Ульсан 12 марта (почти на месяц позже). 

Аналитики отмечали, что из-за роста ставок прохода Суэцкого канала, подорожания страховок и фрахта разница в затратах между коротким и более продолжительным маршрутами исчезла. Сохранилась только разница в скорости доставки. 

Что может сказаться на планах по добыче нефти? 

Согласно утвержденному плану Минэнерго Казахстана, в 2024 году прогнозируется добыть 95,4 миллиона тонн нефти. По мнению Нурлана Жумагулова, это весьма оптимистичный прогноз. 

“Ранее американская Chevron сообщала, что на 50 000 баррелей в сутки снизится нефтедобыча на Тенгизе в 2024 году (по сравнению с показателями 2023-го года) ввиду запланированных двух больших капитальных ремонтов на Тенгизе”, — сказал он. 

Более того, международный консорциум NCOC, занимающийся нефтедобычей на месторождении Кашаган, планирует в этом году замену газового сепаратора, который вышел из строя. 

“Так что, на мой взгляд, будет очень сложно достичь показателей в 95,4 миллиона тонн нефти”, — подчеркнул эксперт. 

Напомним, что объем добычи нефти в Казахстане по итогам прошлого года составил около 90 миллионов тонн, хотя изначально планировалось получить около 92-93 миллионов. Такую разницу между планом и фактическим показателем в Минэнерго объяснили проведением ремонтов на крупных нефтедобывающих предприятиях и добровольным снижением объемов добычи в связи с обязательствами РК в рамках ОПЕК+. 

Ранее глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев сообщал, что проблем с планированием в нефтяной отрасли Казахстана не наблюдается: “Темпы производства растут, проекты расширения новых скважин и масштабов добычи реализуются в соответствии с установленными целями”.