Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЭнергетика

Глава КТК: «Трубопровод — это собственный проект Казахстана!»

Генеральный директор КТК Николай Горбань

Минувший вторник прошел под знаком нефти. Утром глава Минэнерго объявил итоги года по нефтедобыче и план на текущий год. Во второй половине дня глава КТК, главного экспортного маршрута по поставке нашей нефти на мировые рынки, напомнил, что альтернативы на сегодня этому трубопроводу нет. 

Во всем ли виновата погода?! 

Министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев, выступая на брифинге после очередного заседания Правительства, объявил об итогах и планах по добыче нефти и тут же высказал свое мнение о работе нефтепровода “Каспийский трубопроводный консорциум” (КТК). Оба эти вопроса важны для экономики республики. 

Во-первых, добываемая в Казахстане международными компаниями нефть приносит львиную долю валютной выручки в бюджет страны. Во-вторых, около 70-80 процентов от годового объема уходит на мировые рынки по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). 

“Изначально мы планировали (добыть) около 92-93 миллионов тонн нефти, но фактическим добыли 90 миллионов тонн”, — сказал Саткалиев. 

Что касается планов на 2024 год, то планируется добыть 90,3 миллиона тонн. 

По словам министра, сегодня проблем с приемом в КТК казахстанской нефти нет. “Есть определенные факторы, связанные с погодой при отгрузке, но они решаются по мере прекращения данных погодных условий”, — подчеркнул Саткалиев.
Вопрос об остановках прокачки нефти через КТК в этот день был одним из самых задаваемых журналистами уже на другой пресс-конференции генеральному директору консорциума Николаю Горбаню, который прилетел в этот день в Астану. По его словам, в последние годы в акватории порта Новороссийск фиксируется увеличение количества штормовых дней. 

“Если до 2017 года в среднем штормовых дней за год было 60-75, то в прошлом году на Черном море — 111. Это почти треть года штормит. Да, статистика удручающая, так как климат меняется каждые 100 лет. Наиболее проблемные месяцы года — это ноябрь, февраль и март”, — сказал Горбань. 

При этом он отметил, что у консорциума свои параметры работы, поэтому даже в штормовые дни порой они продолжают загрузку танкеров. В 2021 году простои по погоде составляли 16 дней, в 2023-м — уже 27. 

Глава КТК даже выразил недовольство столь пристальным вниманием СМИ практически к каждой остановке в работе трубопровода. Он возмутился, почему мало пишут об остановке по погодным условиям железнодорожных сообщений или о закрытии автодорог. 

“Это нормальный процесс, когда происходит остановка по погодным условиям. Вы к этому спокойно относитесь”, — посоветовал он. 

Тем не менее настойчивое любопытство журналистов к работе КТК вполне объяснимо. Летом 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что республика не признает “квазигосударственные территории” Луганска и Донецка. 

Один из представителей СМИ задал уточняющий вопрос — связаны ли четыре случая приостановки казахстанского экспорта по КТК в 2022 году с высказыванием казахстанского лидера. Горбань призвал не политизировать факты. 

“Ни одной остановки нашей трубопроводной системы ни в одном году по политическим причинам не было. Все остановки были связаны либо с технологическими причинами, либо с природными. Мы не связаны с политикой, и поэтому кто бы где бы ни высказывался, по этой причине остановок не происходило”, — подчеркнул он. 

Он напомнил, что КТК является “собственным проектом Казахстана”, который подписал контракт с международными компаниями — акционерами консорциума. 

Хайп на стратегическом проекте

Не обошли стороной представители СМИ и так называемый возникший недавно в отношении консорциума земельный спор. Купив земельный участок, по которому проходит магистральная труба, предприниматель из Атырау теперь не пускает туда сотрудников КТК к ее обслуживанию. Он, апеллируя к своим правам на землю, планирует построить жилой комплекс на территории, по которой проходит нефтепровод. 

“Да, такой прецедент возник, и, честно говоря, сперва было смешно”, — заявил глава КТК Николай Горбань, комментируя ситуацию, но, судя по его тону, было очевидно, что он не просто в недоумении от возникшей ситуации, но и от некоторой инертности казахстанских властей. 

Николай Горбань напомнил, что начиная с 1988 года на этапе обсуждения этого проекта ни впоследствии, ни на этапе строительства ни от кого подобных претензий не поступало. Он отметил, что в постановлении Правительства РК прописано, что КТК — “это стратегический объект, который обеспечивает экспортный поток нефти из Казахстана на мировые рынки”, а потому не мог быть построен незаконно. 

“Мы обратились в соответствующие компетентные органы для проведения расследования. Они должны принять меры и решения, либо мы остановим экспорт нефти, чтобы был построен жилищный комплекс на участке, который, кстати, находится в голой степи, куда еще необходимо тянуть необходимую инфраструктуру”, — заметил Горбань. 

IMG_6533.jpg
Заместитель гендиректора КТК по связям с Правительством Казахстана Кайргельды Кабылдин 

Диверсификация и зависимость

На фоне нынешней геополитической ситуации, в частности затянувшейся СВО России на Украине, все больше и больше стран убеждаются в том, что зависимость от одного источника поставок небезопасна для собственных национальных интересов и вопрос диверсификации выступает для всех на первый план. 

После внеплановых остановок в 2022 году на КТК в Акорде заговорили о необходимости строительства новых альтернативных маршрутов по доставке казахстанской нефти на мировые рынки. 

В последнее два года как на Западе, так и на Востоке активизировалась работа по расширению мощностей Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который, напомним, берет начало в Китае, пролегает через территорию Казахстана, страны Южного Кавказа, Турции и заканчивается в Европе. 

Николай Горбань, отвечая на вопрос журналистов о важности диверсификации нефтепроводов, заявил, что говорить о зависимости Казахстана от КТК нецелесообразно, поскольку этот проект является собственностью республики и добычей нефти здесь занимаются международные компании. 

“КТК является “собственным проектом Казахстана”, который подписал контракт с международными компаниями — акционерами Консорциума”, — подчеркнул глава консорциума. 

По его информации, 2023 год стал рекордным по объемам транспортировки нефти за всю историю компании — 63,5 миллиона тонн нефти, из них от казахстанских грузоотправителей в систему поступило 56 миллионов тонн. В будущем году после завершения проекта по расширению мощностей КТК трубопровод сможет прокачивать 83 миллиона тонн, из которых 72 миллиона тонн нефти будет из Казахстана. 

“Мы специально создали профицит мощностей в нашей системе с расчетом на дальнейшее развитие месторождений. В 2024 году КТК получил заявки от грузоотправителей на транспортировку более 70 миллионов тонн нефти, в том числе более 60 миллионов тонн казахстанской нефти”, — добавил Горбань. 

Его заместитель по связям с Правительством Казахстана Кайргельды Кабылдин, отвечая на вопрос о том, какой из трубопроводов может составить конкуренцию КТК, заявил, что на сегодня альтернативы КТК нет. 

“Альтернативы КТК в части транспортировки существующих объемов и проектов разработки нефти в Казахстане сегодня нет. Могут быть дополнительные маршруты, но они могут быть обоснованы при наличии дополни

тельных объемов нефти. Дай бог, Казахстан будет добывать 200 миллионов тонн, вот тогда может понадобиться еще дополнительный маршрут”, — заявил Кабылдин. 

Среди возможных дополнительных маршрутов для экспорта нефти Кабылдин упомянул трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, транзитные поставки через Китай и Иран. Однако, по его мнению, эти варианты следует рассматривать лишь при условии, что добыча нефти в стране превысит мощности, предоставленные КТК. 

КТК — территория здравого прагматизма 

Журналисты поинтересовались также, как в рамках нынешней сложной геополитической ситуации акционерам международного консорциума удается сохранять баланс интересов. 

Николай Горбань, отвечая на вопрос, напомнил, что, во-первых, КТК не подпадает под антироссийские санкции. Во-вторых, иностранные акционеры консорциума, напротив, помогают при переговорах с поставщиками оборудования для проекта. 

“К сожалению, производители и поставщики иностранные осторожничают, как бы чего не вышло, и здесь возникают определенные сложности во взаимоотношениях. Вот здесь наши иностран

ные акционеры в этом плане нам оказывают помощь, потому что им проще проводить переговоры на уровне Европы, в Америке или где-то еще, чем, например, мне туда приехать проводить переговоры”, — пояснил он. 

Он отметил, что иностранные акционеры по-прежнему участвуют в управлении компанией и принятии корпоративных решений на уровне совета директоров, в работе консультационно-технического и финансового комитета, проведении аудита. 

“У нас работа ни в чем абсолютно не изменилась!” — резюмировал Николай Горбань. 

Нефтепровод КТК становится не только крупнейшим в мире, но и самым прибыльным!

По данным компании, при выручке 2,3 миллиарда долларов дивиденды акционерам в 2023 году составили 1,3 миллиарда! Маржинальность уже свыше 50 процентов. 

“А ведь с расширением нефтепровода КТК и увеличением нефтедобычи на Тенгизе (+12 миллионов тонн с 2025 года) выручка и прибыль будут лишь расти. 

Не пора ли Правительству Казахстана поднять вопрос о предоставлении скидок для казахстанских грузоотправителей по КТК (сейчас 38 долларов за тонну)? Ведь за десятки лет тенге и рубль сильно девальвировали к доллару. Инвесторы отбили вложенные средства и получают хорошие дивиденды. Тем более 3/4 налогов остаются в РФ”, — заметил эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов. 

По его расчетам, с каждого сэкономленного доллара на КТК бюджет Казахстана может получить по 30 центов (исходя лишь только от КПН 30 процентов на Тенгизе). 

Читайте в свежем номере: