Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЭнергетика

Энергетика прагматизма

Угольная ТЭЦ в Семее

Пожалуй, одним из главных итогов недавнего Форума приграничного сотрудничества стал меморандум о строительстве российской стороной сразу трех угольных станций в Казахстане. Решит ли это проблему стареющих ТЭЦ и снимет ли с повестки дня вопрос строительства атомной станции — пока большой вопрос. 

В Казахстане 179 электрических станций различной формы собственности, около 70 процентов электроэнергии в стране вырабатывается из угля, 14,1 — из гидроресурсов, 10,2 — из газа и 4,4 процента — из нефти. При этом практически все предприятия энергетики построены в 50-80-х годах прошлого века. Инженерные сети, соответственно, этих же лет. За годы независимости с нуля были построены только зеленые предприятия. По данным Министерства энергетики, ВИЭ вырабатывает 4,53 процента из общего объема производства электрической энергии. 

Сколько стоит ТЭЦ построить?

Авария на ТЭЦ Экибастуза в конце прошлого года стала предметом обсуждения необходимости строительства новой котельной в городе горняков. Почему эта проблема не обсуждалась раньше, с учетом того, что нынешняя котельная была запущена аж 67 лет назад, — вопрос риторический. Неужели латать дешевле, чем строить новую? Оказалось, да. По информации акима Павлодарской области Асаина Байханова, стоимость одного котла на ТЭЦ составляет около 35 миллиардов тенге. Кроме того, временной фактор: много времени занимает подготовка документов, около года требуется на разработку технико-экономического обоснования, еще примерно два года — на проектирование, а затем на проведение госэкспертизы, да и само строительство займет немало времени — от трех до пяти лет.

“Стоимость строительства такой ТЭЦ — около 250-300 миллиардов тенге. Поэтому мы закрываем вопрос новой ТЭЦ. Даже если бы сегодня по ней приняли положительное решение, она не появилась бы раньше 2027 года”, — пояснил аким. 

В 2015 году поднимался вопрос о строительстве ТЭЦ-3 в Семее электрической мощностью 450 МВт и тепловой — 659 Гкал. Даже инвесторы нарисовались — из Турции и Китая, но была оговорка — передать ее государству через 25 лет. Тогда ее стоимость оценили в 1,5 миллиарда долларов. Насколько реальны эти цифры, сложно сказать, но проект не случился. И вот теперь реализовать “прорывной” проект должны помочь россияне. 

Три “кита” 

Итак, компания “Интер РАО — Экспорт” намерена реализовать проекты строительства ТЭЦ “Кокшетау”, ТЭЦ “Семей” и ТЭЦ “Усть-Каменогорск”. 

В рамках официального визита Президента РФ Владимира Путина в Казахстан 9 ноября министерства энергетики двух государств подписали соответствующий меморандум. 

“Участие “Интер РАО — Экспорт” в проектах на территории Казахстана рассматривается в качестве ЕРС(М)-подрядчика (проектирование, материально-техническое обеспечение и управление строительством) с оказанием содействия казахстанскому заказчику в привлечении заемного коммерческого финансирования на их реализацию”, — сообщили в компании. 

Минэнерго РК сделал уточнения по проектам, в частности о том, “что реализация данных проектов вызывает некоторые трудности, учитывая отказ международных финансовых институтов участвовать в создании угольной генерации”. 

Что касается проекта строительства ТЭЦ в Кокшетау, уже есть ТЭО. С учетом дальнейшей газификации города предусмотрена установка многотопливных пылеугольных котлов с возможностью перевода на природный газ. ТЭО проекта сейчас находится на государственной экспертизе. 

“Ранее уже осуществлялись попытки реализации строительства ТЭЦ в Кокшетау путем проведения тендера в целях привлечения частных инвесторов. Однако тендеры (с 4 по 31 января 2023 года и с 13 февраля по 15 марта 2023 года) были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок”, — сообщили в министерстве. 

Проект “Строительство ТЭЦ-3 в городе Семее” сегодня находится на стадии разработки ТЭО. В этой связи сметная стоимость проекта, а также его технические параметры пока не известны, уточнили в ведомстве. Срок завершения разработки ТЭО с получением заключения Госэкспертизы — декабрь 2023 года. 

Строительство ТЭЦ-2 в Усть-Каменогорске рассматривается на твердом топливе, подлежащей 100-процентной централизации и передаче тепла в правобережную часть города для замещения выбывающей тепловой мощности оборудования среднего давления со строительством тепломагистралей с переходом через Иртыш. Разработку ТЭО по данной ТЭЦ планируется осуществить в 2024 году.

угольная ТЭЦ в Усть-Каменогорске 1.jpg
Угольная ТЭЦ в Усть-Каменогорске

Перезревшая проблема 

Некоторые подробности договоренностей приоткрыл на своей странице на Facebook мажилисмен Дюсенбай Турганов. 

“Общая мощность новых ТЭЦ превысит 1,1 ГВт: 240 МВт — в Кокшетау, 360 — в Семее и 560 — в Усть-Каменогорске. Тема модернизации тепловых сетей уже давно перезрела, степень износа энергетической инфраструктуры в северных и восточных регионах страны близка к критической. Средний показатель износа казахстанских ТЭЦ составляет 66 процентов. К примеру, на степногорской ТЭЦ он составляет 81,7 процента, на усть-каменогорской — 70. Что касается города Семея, то, по официальным данным, имеющийся потенциал существующей системы теплоснабжения в правобережной части города практически исчерпан”, — констатирует депутат. 

Все понимают, что Казахстану требуется ввод новых энергомощностей, и данные договоренности выглядят прагматическим и оптимальным решением этой проблемы. Что касается геополитических реалий и санкций, то, по мнению Турганова, все опасения напрасны. 

“Россия продолжает строить ТЭЦ не только у себя (например, ТЭЦ-2 в Артемовске мощностью 440 МВт), но и за рубежом — в Кыргызстане, Монголии, Афганистане. По количеству выработанной электроэнергии Россия по-прежнему входит в ТОП-4 стран мира, и основу ее электрогенерации составляют как раз тепловые станции. Технологии, может, и не самые экологичные, но вполне укладывающиеся в наши нормы. 

Необходимо учитывать и тот факт, что российские технологии базируются на знакомых нашим энергетикам советских решениях. Это серьезно упрощает вопрос последующей эксплуатации построенных ТЭЦ — у нас есть обученные кадры”, — отмечает депутат. 

Не последний аргумент в данном вопросе — логистика. Поставки оборудования, стройматериалов, привлечение кадров — все в рамках Таможенного союза будет осуществляться с меньшими сложностями. Есть еще очень важный вопрос — финансирование. 

“Международные финансовые организации отказывают в финансировании угольной генерации, а крупнейшие энергетические корпорации не горят желанием участвовать в строительстве угольных электростанций. 

Ранее наше министерство энергетики дважды объявляло тендер на строительство генерирующих установок по проекту строительства ТЭЦ в Кокшетау, и дважды он был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие. Тем самым выбор в пользу российских решений вполне логичен. Необходимо отметить, что Казахстан весьма прагматичен в выборе партнеров в сфере энергетики. Россияне будут строить нам ТЭЦ просто потому, что они это хорошо умеют, их услуги обойдутся гораздо дешевле, чем если бы это делали, например, французы”, — заметил мажилисмен. 

Впрочем, и для французов найдется работенка, но уже в зеленом направлении. Франция в рамках содействия Казахстану к переходу на “прогрессивную” энергетику возведет в Казахстане ветряную электростанцию мощностью в 1,2 ГВт. Как видно по цифрам, вводимые россиянами и французами мощности сопоставимы. 

“Понятие “стратегическое партнерство”, в случае с Казахстаном и Россией подкрепленное самой длинной сухопутной границей в мире, априори предполагает сотрудничество двух стран по самому широкому кругу вопросов. Самый верный ориентир здесь — экономический прагматизм. И сотрудничество с россиянами в строительстве новых ТЭЦ — тому прямое подтверждение”, — отметил Дюсенбай Турганов. 

Читайте в свежем номере: