По итогам 2025 года в мире ожидается дефицит урана в объеме 20-25 тысяч тонн, и Казахстану следует об этом задуматься уже сегодня, считает казахстанский эксперт Бауржан Ибраев.
Главное — правильно выбрать технологию будущей АЭС
Прежде чем строить АЭС, которая ввиду будущего энергодефицита так нужна экономике страны, необходимо обратить внимание на один вопрос, чтобы исходя из этого сделать правильный выбор в технологии будущей станции, считает казахстанский ветеран ядерной энергетики Бауржан Ибраев.
По его словам, в мире по итогам 2025 года ожидается дефицит урана в объеме 20-25 тысяч тонн.
«По итогам прошлого года дефицит урана составил 15 тысяч тонн. И если сегодня мир потребляет около 70 тысяч тонн урана, то к 2050 году будет потреблять около 200 тысяч тонн. И тогда возникает логичный вопрос, где его брать», — заявил Ибраев, выступая на видеоконференции на тему «Перспективы развития атомной энергетики в Центральной Азии».
Он привел в пример Узбекистан, где сегодня разрабатывается 17 месторождений урана, но запасы там не очень большие, всего 80 тысяч тонн. Через 10 лет Китай собирается потреблять 35 тысяч тонн урана в год. Не бесконечны и запасы самого Казахстана.
Поэтому Ибраев считает, что Казахстан и Узбекистан, которые намерены развивать свою атомную энергетику, уже сейчас должны задуматься о технологии будущих реакторов.
«Если мы собираемся в перспективе использовать водо-водяные реакторы, срок службы которых 100 лет, то я очень сильно сомневаюсь, что через 20-25 лет у нас будет хватать природного урана. Таким образом, нам следует задуматься о целесообразности использования ректоров с замкнутым ядерно-топливным циклом», — отметил эксперт.
Еще один вопрос, о котором сегодня мало говорят в странах Центральной Азии, озабоченных скорейшем строительством АЭС, — это утилизация высокорадиоактивных отходов, которые образуются при работе любой атомной станции.
Надо ли обсуждать решение о строительстве АЭС на Каспии с соседями?
Бауржан Ибраев, отвечая на вопросы журналистов в рамках конференции, заявил, что решение о строительстве малой АЭС на берегу Каспия следовало бы обсудить с ближайшими соседями — Россией и Азербайджаном.
«Хотя, наверное, это вопрос не ко мне. Но приведу пример: Узбекистан, когда решил строить АЭС, с нами не согласовывал, хотя площадка под будущую станцию расположена близко к нашей с ним границе. И такой вопрос надо, наверное, рассмотреть. Или, когда Белоруссия строила свой реактор, свою атомную станцию в городе Островец, тоже ни с кем не согласовывала. Поэтому вопрос согласования строительства АЭС — это тема, которую все же нужно обсуждать сообща», — сказал Ибраев.
Напомним, в начале октября глава Агентства по атомной энергетике Алмасадам Саткалиев заявил журналистам в кулуарах Мажилиса, что третья АЭС в республике появится на побережье Каспийского моря.
«Западный Казахстан рассматривается как перспективная площадка», — подчеркнул он.
На вопрос журналистов, насколько площадка на берегу Каспия подходит под третью АЭС в связи с обмелением водоема, эксперт заявил, что этого опасаться не стоит.
«Если на будущей станции будут использоваться сухие градирни, которые потребляют мало воды, то не сильно важно, мелеет Каспий или нет», — заявил он и добавил, что фокус следует снова направить на выбор технологии и мощности станции.
По его мнению, для проекта АЭС на берегу Каспия, исходя из плотности населения, расположения здесь промышленных объектов, больше подошел бы реактор средней мощности, а не малой.
Казахстану нужны не большие и малые АЭС, а средние
Эксперт также отметил, что сегодня Узбекистан и Казахстан исходят из того, что есть на рынке в плане технологий: то есть строить либо большую АЭС, либо малую, хотя обеим центральноазиатским республикам больше всего подошел бы средний реактор мощностью около 300-400 мегаватт.
«Но, к сожалению, сегодня таких хороших технологий реакторов средней мощности в мире не существует», — отметил он.
В связи с этим Бауржан Ибраев считает, что странам Центральной Азии необходимо кооперироваться, чтобы решать общие задачи в области атомной энергетики.
«Нам, Узбекистану в частности, Казахстану, Кыргызстану, надо более плотно работать в области атомной индустрии, потому что здесь у нас может быть много общих проблем и вопросов, в том числе совместная локализация определенных вещей», — подчеркнул эксперт.