Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
 АЭС: начало
ЭкономикаЭнергетика

 АЭС: начало

Торжественное открытие строительных работ атомной электростанции в Казахстане

На прошлой неделе в торжественной обстановке в поселке Улкен на юге страны приступили к буровым работам, которые предшествуют строительству первой в Казахстане АЭС.

Все начинается… с пробы грунта

В конце прошедшей недели недавно созданное отечественное Агентство по атомной энергетике республики официально объявило о старте реализации проекта по строительству первой АЭС в Казахстане. Заголовки статей в ряде СМИ поспешили громогласно заявить о начале самого строительства станции, что было не совсем верно. В поселке Улкен Алматинской области, который уже многие годы фигурирует как место локации первой АЭС в стране, начались буровые работы для получения проб грунта. И это лишь подготовительный этап для точного выбора площадки планируемой станции.

О том, насколько важен этот первый шаг на пути к энергетической независимости Казахстана и почему стоимость этой первой АЭС за последние два года выросла почти в два раза — с 6-7 до 14-15 миллиардов долларов — рассказал российский эксперт Борис Марцинкевич.

«Именно пробы грунта дадут возможность определиться с точным местом будущей площадки для строительства. Как известно, в проекте будут использованы реакторы ВВЭР-1200, вес которых составляет несколько миллионов тонн, что, понятно, создаст серьезную нагрузку на грунт. А еще важно учесть близость озера Балхаш, что предполагает высокий уровень грунтовых вод весной после таяния снега, а это потребует дополнительных работ по гидроизоляции фундамента и выбор в пользу определенной марки бетона, который стоит дороже, чем традиционный. Плюс повышенная солоноватость местного грунта означает риск в будущем быстрой коррозии металлических конструкций, а это значит, что на этом этапе важно определиться с маркой арматуры», — перечислил Марцинкевич.

Говоря о важности буровых работ для безопасной работы станции, эксперт также не преминул напомнить о сейсмике выбранного для АЭС региона.   «Площадка выбрана на берегу озера Балхаш, и, несмотря на то, что сейсмика тут не зашкаливает, она все равно присутствует. Даже землетрясение в 3-4 балла — это риск того, что грунт может «разжижаться», что предполагает более сложную подготовительную работу, включая буронабивные сваи. Подобного рода требования по грунтам возникли в Ленинградской области, где АЭС стоит на 40-метровых сваях», — добавил российский эксперт.

Еще один пример: строительство АЭС в Армении, где с учетом сейсмических рисков под основное оборудование были установлены амортизационные плиты.

Эксперт отметил, что в Казахстане будет принята двухуровневая система лицензирования: сначала — технология, а потом — технология в привязке к конкретному месту.  

«Вместе с капсулой казахстанской земли, взятой во время церемонии буровых работ, в России пройдет большая предварительная работа в бюро «Гидропресс» Росатома. Так что основной и серьезный этап проекта еще впереди», — подчеркнул Марцинкевич. 

Каким будет будущее поселка Улкен?

Глава казахстанского агентства по атомной энергетике Алмасадам Саткалиев во время церемонии начала буровых работ не только назвал новую стоимость будущей АЭС в 14-15 миллиардов долларов, но и объем инвестиций в развитие поселка Улкен в размере 1 миллиарда долларов.

По мнению Марцинкевича, такой расклад открывает для этого поселка не только новые перспективы, но и позволит Казахстану решить вопрос с низкой плотностью населения в данном регионе.

«Плотность южных регионов республики, особенно вокруг Алматы, порядка 30 человек на квадратный километр. На севере — семь, в центре страны — 0,1. Так что с этой точки зрения реализация проекта АЭС в центре Казахстана — хороший шанс решить вопрос равномерного распределения населения», — отметил он.

Эксперт привел в пример город Островец в Беларуси, который заметно изменился в ходе строительства рядом АЭС.

«Это и повышенная комфортность жилых домов, и появление новых учебных заведений, дополнительных предприятий, сфер услуг… Улкен — это две тысячи семей, которых надо обеспечивать всем, чем необходимо. Соответственно это действительно шансы на то, что поселок превратится в город», — заметил он.

Еще один факт, который является знаменательным: на церемонии начала инженерных работы присутствовали студенты Казахстанского филиала Московского инженерного физического института (МИФИ).

«То есть казахстанские студенты приехали на свое будущее рабочее место. Это верный подход, который применили и в Узбекистане, в столице которого был открыт первый филиал МИФИ. Для стран, вступающих в Мировой энергетический атомный клуб, это верный подход, потому что студенты вуза могут год за годом, на каникулах, во время учебных практик наблюдать, как идет строительство АЭС, чтобы к тому моменту, когда строительство будет завершено, они знали эту атомную электростанцию от фундамента до верхушки»,  — отметил Марцинкевич.

В тандеме в Китаем

Первый шаг сделан, но у журналистов остается еще немало вопросов, один из которых — кто войдет в состав будущего международного консорциума по строительству первой АЭС в Казахстане, как заявляло ранее правительство?

По мнению Бориса Марцинкевича, скорее всего в партнерстве с Росатомом, которого назвали в числе лидера проекта первой АЭС, будет китайская China National Nuclear Corporation (CNNC), что может быть таким хорошим прологом для развития двусторонних отношений «Росатома» и CNNC.

«Требование казахстанской стороны при строительстве АЭС о том, чтобы уровень локализации был не менее 30 процентов, откроет возможности для развития местной строительной индустрии. Машиностроительные, приборостроительные предприятия Казахстана также будут подключены к этому проекту, как это было в Беларуси. Так что мы на пороге большой работы», — резюмировал он.

Читайте в свежем номере: