Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаБизнес

Трансказахстанский экспресс

rail-news.kz

Около 85 процентов всех наземных транзитных перевозок из Китая в Европу приходятся на Казахстан. Через территорию нашей страны проходит пять международных коридоров. По данным Правительства, общий поток грузов в 2023 году через нашу республику составил 895 миллионов тонн. 

Чем больше маршрутов, тем больше возможностей 

Казахстан каждый год стремится усилить свой транзитный потенциал. В настоящее время транзит Восток — Запад через территорию республики осуществляется по пяти международным железнодорожным транспортным коридорам: Северный коридор, Южный коридор, Среднеазиатский коридор, коридор Север — Юг и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). 

Обострившаяся геополитическая ситуация заставила многие страны мира — как Запада, так и Востока — задуматься о диверсификации маршрутов доставки товаров из Китая в Европу. В последние два года большое внимание направлено на расширение мощностей Транскаспийского маршрута, который берет начало в Поднебесной, пролегает через территорию Казахстана, страны Южного Кавказа, Турции и заканчивается в Европе. 

В реализации этого мегапроекта в Казахстане задействованы сразу несколько министерств, ведомств и нацкомпаний. Минтранском отвечает за реализацию инфраструктурных проектов, АО “Национальные информационные технологии” — за цифровизацию, МИД РК — за привлечение иностранных инвестиций. 

За последний год растущая популярность Транскаспийского маршрута подкрепляется ростом объемов перевозок грузов по сравнению с 2022 годом. 

“Через порты Актау и Курык по Транскаспийскому международному транспортному маршруту за 11 месяцев этого года перевалили 2,5 миллиона грузов, что на семь процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. К 2027-му пропускную способность маршрута намерены увеличить до 10 миллионов тонн в год”, — сообщила во вторник пресс-служба Правительства республики.

Срок доставки грузов по этому коридору сократился также в два раза: с 38-53 до 18-23 дней. В следующем году планируется сократить этот период до 14-18 дней, в том числе по территории Казахстана — с шести до пяти дней. 

fotogalereya-2.jpeg

Прорубить окно в Европу через порт Актау
Пятикратное увеличение объемов грузоперевозок через порт Актау в среднесрочной перспективе прогнозируют эксперты ЕБРР, сообщает в среду пресс-служба АО “НК “Қазақстан темір жолы”. Такой рост связан с развитием ТМТМ. 

“Сегодня порт Актау способен переработать до 70 тысяч двадцатифутовых контейнеров (ДФЭ) в год. Ожидается, что после обновления парка перегрузочной техники в 2025 году этот показатель вырастет до 100 тысяч ДФЭ в год”, — отмечается в сообщении КТЖ. Предварительная оценка Европейского банка реконструкции и развития показала, что при условии развития транспортных и логистических мощностей прирост объемов по Каспийскому узлу в 2030-2035 годах составит не менее миллиона ДФЭ контейнеров в год. В планах КТЖ — к 2030 году перевозить через порт 11 миллионов тонн грузов, что в три раза больше сегодняшних объемов. 

Вместе легче 

Для того чтобы достичь заявленных показателей, все транзитные страны Транскаспийского маршрута — Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция — сообща планируют увеличить пропускную способность коридора. Правительства этих стран подписали в октябре текущего года учредительные документы по созданию единого оператора логистических услуг Middl Corridor Multimodal Ltd. 

“Для улучшения логистического сервиса прорабатывается вопрос создания единого окна перевозок по ТМТМ. Полноценный запуск цифрового транспортного коридора запланирован на 2024 год”, — говорится в сообщении Правительства. 

Для цифровизации этого маршрута сингапурская компания PSA, с которой Казахстан подписал соглашение, уже разработала цифровую платформу Digital Trade Corridor. Она будет интегрирована с информационной системой Сианьского сухого порта. 

Помимо этого, к наращиванию мощностей ТМТМ подключился и Китай. Два месяца назад казахстанская сторона подписала два соглашения по развитию Транскаспийского маршрута с Госкомитетом по развитию и реформам КНР и Минтранспорта этой страны. 

В конце января будущего года в Брюсселе состоится инвестиционный форум, на котором будут обсуждать дальнейшие шаги по усилению Транскаспийского маршрута с участием представителей правительств всех транзитных стран и ЕС, бизнеса и международных финансовых институтов Центральной Азии и Европы. 

Читайте в свежем номере: