С 1 января 2020-го по 1 января 2024 года в Казахстане действовал мораторий на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого предпринимательства. И вот с начала нового года предприниматели могут ждать в гости налоговые органы. Многие за четыре года уже и подзабыли, что из себя представляют налоговые проверки. Напоминаем. И, кстати, почему мораторий все-таки решили не продлевать?
Начнем с последнего. Вообще-то мораторий не означал полного запрета на внеплановые проверки! Так, в соответствии с президентским указом были допустимы проверки, если они направлены на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения. Кроме того, разрешались внеплановые проверки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом РК.
Основаниями для таковых были обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства РК при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств, а также поручения органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, а равно государства.
И это правильно, разумеется. Хотя бы из соображений безопасности. Лучше иной раз закрыть чей-то, к примеру, строительный бизнес, чем ждать, когда из-за нарушений технологий обвалится новый многоквартирный дом. Примерно такая логика была у вышеприведенных исключений.
Но, к сожалению, у чиновников (тех, что должны проверять) была другая логика. Небезызвестный житейский принцип типа «инициатива наказуема» или «как бы чего не вышло». Раз есть президентский мораторий, то лучше вообще не проводить никаких проверок. На всякий случай. Хотя уполномоченные органы знали о проблеме. И не только могли, но даже обязаны были проверять малый и средний бизнес.
И, кстати, речь не только о налоговых проверках. По своей линии полномочна инициировать проверки и полиция. «При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, заявления и сообщения, требующие проведения ревизий и проверок уполномоченных органов для установления признаков уголовного правонарушения, без регистрации в Едином реестре досудебных расследований в течение трех суток направляются для рассмотрения уполномоченным государственным органам» (п. 5 ст. 181 УПК).
Вот так. В общем, практика четырех лет показала, что такими мерами, как мораторий на проверки, развивать малый бизнес чревато. Ведь если случится беда, это уже будет не бездеятельность, а преступная халатность. И лавочку прикрыли.
Кто, кого и как может проверять?
Налоговые органы проверяют налогоплательщика. При этом для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций налоговый орган вправе привлекать к налоговой проверке соответствующих специалистов. Кроме того, налоговая проверка осуществляется также в отношении лиц, располагающих документами, информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.
К слову, на сайте Министерства финансов РК уже опубликован график налоговых проверок на первое полугодие 2024 года. Проверке подлежат 760 налогоплательщиков, среди которых есть субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Впрочем, отсутствие в этом списке не спасает от внеплановых проверок. Например, по постановлению следователя по уголовному делу или неисполнению уведомления камерального контроля или в виде встречной налоговой проверки по проверяемому контрагенту и т.д. (все основания указаны в п. 3 ст. 145 Налогового кодекса). Важно! Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения периодической налоговой проверки должны направить извещение о ней.
Налоговым кодексом установлено, что налоговые проверки осуществляются в форме комплексной, тематической, встречной проверок, хронометражного обследования.
Комплексная проверка назначается по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов, платежей в бюджет и социальных платежей. При назначении тематической проверки налоговые органы исследуют вопросы постановки на регистрационный учет в органах государственных доходов, наличия контрольно-кассовых машин и аппаратов, принимающих платежные карточки, наличия лицензии, товарно-транспортных накладных и т.д. Со встречными проверками контрагентов проверяемого налогоплательщика все ясно из названия. Если же назначено хронометражное обследование, то налоговым органом устанавливаются фактический доход налогоплательщика и фактические затраты, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.
Важно! Период, подлежащий налоговой проверке, не должен превышать срок исковой давности три года, в некоторых случаях — пять лет. При этом могут проверять и период, на который действовал мораторий. Поскольку никаких ограничений на этот счет в Указе Президента РК от 26 декабря 2019 года No 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля с посещением в Республике Казахстан» и последующем УП РК от 7 декабря 2022 года No 44 не предусмотрено.
Итак, с субъектами-объектами и сроками разобрались. Что дальше?
Налоговая проверка проводится на основании предписания, которое вручается
налогоплательщику должностным лицом налогового органа, проводящим проверку. При этом последний обязан предъявить свое служебное удостоверение. При вручении предписания налогоплательщик на экземпляре предписания ставит подпись об ознакомлении и получении, а также дату и время получения предписания. В случае отказа в получении предписания должностное лицо налогового органа делает на экземпляре предписания соответствующую запись и составляет акт об отказе налогоплательщика от получения предписания с привлечением понятых (не менее двух).
И вообще, с этого момента налогоплательщик может начать отстаивать свои права. Следует проверить предписание на соответствие ст. 148 НК. В частности, посмотреть, зарегистрирована ли проверка на портале правовой статистики и специальных учетов. Выяснить, соответствует ли ФИО проверяющих лиц, а также привлекаемых специалистов. Идентификационный номер, форма и вид проверки, срок, проверяемый период... Вообще все, что должно быть в предписании.
Затем предписание можно обжаловать в рамках административного судопроизводства, поскольку оно порождает правовые последствия для налогоплательщика.
Также надо проверить слу
И, разумеется, следует фиксировать факты нарушений со стороны должностных лиц налогового органа для дальнейшего отражения в письменном возражении к предварительному акту налоговой проверки.
Но это — после. А первоначально налогоплательщику при предъявлении предписания и служебных удостоверений благоразумнее пустить проверяющих и обеспечить доступ на территорию или в помещение, используемое для извлечения доходов. Налоговым кодексом предусмотрена обязанность налогоплательщика предоставить рабочее место должностным лицам налогового органа, проводящим налоговую проверку, и должностным лицам, привлекаемым для участия в проведении такой проверки. Исключение — жилые помещения!
Какие документы вправе требовать налоговый орган? Документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости — также на электронном носителе. Учетную документацию. По требованию проверяющих давать письменные и устные пояснения по вопросам деятельности налогоплательщика.
Предоставлять доступ к просмотру данных используемого программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов, или информационной системы, содержащей информацию, связанную с налогообложением.
Исключение опять же составляют данные банков второго уровня и финансовых организаций, составляющие банковскую тайну. Кроме того, в случае если налоговиками были запрошены документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, налогоплательщик вправе данное требование обжаловать.
Напоминаем, на основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по некоторым вопросам, указанным в ст. 142 Налогового кодекса. И значит, что лишь по указанным в извещении и предписании форме и виде проверки. На другие вопросы, вскрывшиеся в ходе проверки, налоговики переключаться не имеют права.
Может ли налоговый орган начать проверку по одному периоду, а затем начать проверять другой период? Да, проверяемый период проверяющие при надобности вправе изменить. Однако данное действие должно быть оформлено дополнительным предписанием.
По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки, которое направляется (вручается) налогоплательщику в порядке и сроки, которые установлены в соответствии со ст. 114 и 115 НК. В свою очередь, налогоплательщик вправе обжаловать акт налоговой проверки в случае его несогласия с выводами, изложенными в акте.
Хотя на практике это, скажем в заключение, весьма непросто.