Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаБизнес

Новый терминал — старые проблемы

Что не так с алматинским аэропортом?

Международный аэропорт Алматы показал журналистам южной столицы новый международный терминал. Он получился выдержанным, удобным, современным, но... не обошлось без ложки дегтя. 

Много всего, но не все работает 

Первоначальный срок сдачи нового международного терминала, получившего логичное обозначение Т2, планировался на конец лета-2024, но, как заявили представители воздушной гавани, «в связи со стремительно увеличивающимся пассажиропотоком и в целях предоставления максимального комфорта и удобства пассажирам в период летнего отпускного периода все работы были ускорены». Техническое открытие и частичный перенос рейсов состоялись 1 июня, а 25 июня состоялся пресс-тур для журналистов, который позволяет заявить, что стремительное строительство нового терминала завершено. Тут и там видны ляпы, напоминающие о скороспешном запуске, но в комплексе все готово. 

аэропорт  директор(8).jpg
Президент аэропорта Алматы Гокер Косе

На презентации президент аэропорта Алматы Гокер Косе рассказал о деятельности компании TAV Airports Holding в мире и в Алматы, в частности, включая планы на обозримое будущее. 

В проект по новому международному пассажирскому терминалу уже было инвестировано более 220 миллионов долларов и в дальнейшем на развитие инфраструктуры аэропорта планируется привлечь дополнительные инвестиции. 

«Международный терминал, построенный с соблюдением требований сейсмической и пожарной безопасности, способен выдержать землетрясение магнитудой до 10 баллов. Общая площадь составила 53,5 тысячи квадратных метров. В новом терминале установлено 50 стоек регистрации, закуплено новейшее современное оборудование. Будут установлены две стойки fast-track (услуга, позволяющая пройти предполетные формальности максимально быстро, не простаивая в очередях на регистрацию и проверку багажа. — Ред.), пять киосков саморегистрации, пять стоек baggage drop-off (услуга самостоятельной сдачи багажа. — Ред.). Установлена современная система обработки багажа Alstef (Франция) с четырьмя каруселями (три из них уже установлены, четвертая — на подходе) с производительностью 2,25 тысячи багажа в час на вылет и 3,9 тысячи на прилет (текущая — 700 единиц багажа в час. — Ред.)», — заявил Гокер Косе. 

аэропорт (5).jpg

Также стало известно, что пропускная способность нового терминала составит 24 000 пассажиров в час на вылет, 33 000 — на прилет. Установлено семь телескопических трапов в дополнение к трем в действующем терминале. Телескопические трапы нового терминала могут принимать одновременно до семи самолетов в зависимости от размера борта. В новом международном пассажирском терминале будут размещены три VIP-зала. 

Новый терминал аэропорта станет первым в Центральной Азии, сертифицированным по программе Excellence in Design for Greater Efficiencies (EDGE). В строительстве использован международный опыт в части ресурсоэффективности за счет использования высококачественных изоляционных материалов в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации. 

аэропорт (2).jpg

При прохождении паспортного контроля в новом терминале установлены 20 кабин в зоне вылета, 32 кабины в зоне прилета, четыре единицы оборудования по системе автоматизированного пропуска в зоне вылета-прилета для граждан Республики Казахстан. 

Система эта модная, но прочему-то оказалась сырой. Принцип работы автоматики предельно прост. 

Сканируешь посадочный талон, створки открываются. Но те пассажиры, за которыми нам довелось наблюдать, не могли отсканировать штрих-код ни с первого, ни с третьего раза. У сотрудников аэропорта, которые помогают на месте, также не получалось отсканировать посадочный с первого раза. В нейтральный период ничего страшного в этом нет, а вот если будет наплыв пассажиров, то эта самая система автоматизированного пропуска может стать причиной образования большого скопления людей. Что это — проблемы технического порядка или банальное неумение пользоваться оборудованием? С этим вопросом, полагаем, в порту скоро должны разобраться. 

аэропорт (3).jpg

Ремонт продолжается 

Начаты работы по реновации старого терминала, или, как его теперь будут называть, Т1. Никаких глобальных изменений во внешнем виде терминала не будет, однако внутри запланирована большая перестановка. 

На первом этаже будет переделана зона обработки и выдачи багажа с установкой четырех лент и расширением общей территории. Зона регистрации займет 1500 квадратных метров против текущих 0,7. На том же уровне будет размещен VIP-зал для внутренних рейсов. На втором этаже (зона вылета) будут установлены 27 стоек регистрации в просторной check-in-зоне для комфортного обслуживания пассажиров, в том числе две стойки baggage drop-off. Зона ожидания будет расширена с текущих 1,5 до 3,4 тысячи квадратных метров. 

В итоге пропускная способность терминала внутренних рейсов увеличится до пяти миллионов человек в год по сравнению с 850 000 человек до открытия нового терминала. Полную реконструкцию внутреннего терминала планируется завершить к октябрю 2025 года, а изменения по расширению площадей в терминале Т1 будут ощутимы уже этим летом. 

«После реконструкции действующего терминала общая площадь двух терминалов аэропорта составит 81,5 тысячи квадратных метров. Это позволит аэропорту обслуживать до 14 миллионов пассажиров в год в среднесрочной перспективе. Примерно 11 миллионов пассажиров планируется обслужить уже в текущем году», — заявил Гокер Косе. 

аэропорт (6).jpg

И вот здесь хотелось бы отметить, что по состоянию на текущий день аэропорт точно не готов к таким показателям. Да, есть вместительные терминалы и новые «рукава» для посадки/высадки пассажиров. Но ведь этот поток самолетов нужно успевать обслуживать. Это то, с чем сейчас наблюдаются проблемы. Согласитесь, что ожидание багажа более одного часа нельзя считать нормой. В идеале появление первого чемодана на ленте должно быть синхронизировано с прохождением таможенного контроля первым пассажиром.

В рамках тура журналистам показали новую багажную линию, заверив, что на смену ручному таможенному контролю пришел автоматизированный. Увеличится ли оперативность — покажет время. 

Очевидно, что причины столпотворения в алматинском аэропорту связаны с резким увеличением нагрузки. Как заявили представители воздушной гавани, с приходом новых инвесторов объем пассажиропотока увеличился с 6,1 миллиона (по итогам 2021 года) до рекордных 9,5 миллиона (2023 год) человек. Количество пассажиропотока по внутренним рейсам увеличилось на 19 процентов (с 4,5 до 5,4 миллиона), по международным — в 2,6 раза (с 1,6 до 4,1 миллиона). География международных маршрутов была расширена с 33 до 67 направлений в 2023 году. 

Несомненно, открытие группой компаний TAV новых международных и внутренних рейсов — это положительная тенденция. Ведь с ростом пассажиропотока увеличиваются и поступления в бюджет, и число интуристов, каждый из которых тратит в Казахстане определенную сумму денег. Отсюда предполагается подъем туристической отрасли и всех смежных. С позиции бизнеса все понятно, но, если говорить с позиции комфорта, то наращивать объемы следовало бы только сейчас, когда порт действительно способен принять заявленное число пассажиров. 

аэропорт (4).jpg

Ложка дегтя — парковочные места. Модернизация парковочных зон идет на протяжении длительного срока и продлится до 15 августа текущего года. Количество мест обещают увеличить с текущих 886 до 1293. Если бы пассажиропоток остался прежним, в пределах 10 миллионов, то, наверное, этого было бы достаточно. Но с учетом намеченных планов дефицит свободных мест явно сохранится и в будущем. В идеале нужно было бы расширить привокзальную площадь, но на практике расти попросту некуда. Дальше — только сносить здания. В некоторой степени разгрузить аэропорт можно было бы запуском аэроэкспресса. Ведь в старой Алма-Ате был аэровокзал, который позволял попасть к трапу самолета из центра города — быстро, удобно, практично. Но в 90-х годах эта практика была утеряна, а в здании самого аэровокзала, которое, к слову, также чудесным образом оказалось в частных владениях, процветает торговля аксессуарами для смартфонов. 

Аэропорт запущен. Не всем нравится его общий вид, но в разрезе рационального использования ограниченного пространства все получилось в душе шведского минимализма — строго, без излишеств. Радует, что перемены есть. Главное, что TAV проводил работу над ошибками и прислушивался к мнению пассажиров, для которых этот аэропорт построили. 

Фото автора 

Читайте в свежем номере: