С 1 октября этого года в Европейском союзе вступил в действие трансграничный корректирующий углеродный механизм (CBAM). Это только первая фаза, обязывающая импортеров подать отчет о количестве выбросов парниковых газов при производстве. Она продлится до 1 января 2026 года. После этой даты импортеры будут покупать сертификаты на выбросы парниковых газов.
Налог, убытки и цифры
Пока анонсировано, что налогом будут облагаться железо, сталь, алюминий, удобрения, цемент, водород и электроэнергия.
“В конечном итоге после поэтапного введения CBAM будет захватывать более 50 процентов выбросов в секторах, охватываемых ETS (Система торговли выбросами). Цель переходного периода — служить периодом обучения всех заинтересованных сторон (импортеров, производителей и органов власти) и собрать полезную информацию о встроенных выбросах для совершенствования методологии на дальнейший период”, — сообщает на своем сайте европейская комиссия.
На бумаге все это выглядит как максимально благородная инициатива, однако не будем столь оптимистичны и наивны. Лоббирование зеленой энергетики в Европейском союзе уже идет достаточно давно.
Налог очевидно будет оседать в его пределах, что, конечно же, негативно скажется на доходах экспортеров.
“Пока этот налог будет распространен только на металлургию, а чуть позже — и на нефтегазовый сектор. Предполагается, что потери от его введения могут составить в районе 4-5 миллиардов долларов США в год”, — сказал в интервью ZonaKZ экс-советник Министра энергетики Олжас Байдильдинов.
Сразу вспоминается визит нашего Президента в Берлин, состоявшийся 28 сентября. Там было много сказано о важности декарбонизации, а также торгово-экономических отношениях между Казахстаном и Германией. В частности, германская сторона выразила
По данным Еврокомиссии, на 2022 год товарооборот Евросоюза с Казахстаном составил около 40 миллиардов евро. Главным образом в Европу поставляются нефть и нефтепродукты – 81 процент от всего экспорта в ЕС. Что касается товаров, которые будут задействованы в CBAM в 2026-м, то железа и стали было поставлено на 422 миллиона евро, алюминия — на 244 миллиона, удобрений — на 31 миллион, а цемента — на 1,2 миллиона.
Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) России оценил максимальный ущерб в случае если страны ЕС утвердят более радикальные меры в этой области. Казахстан по такому сценарию теряет до 0,73 процента ВВП, а наиболее пострадавшая от налогообложения сфера экспорта — нефтяная. Наибольшие платежи по налогу для этого товара составят около 887,3 миллиона евро.
Как бороться?
Кроме очевидного перехода производства на более “чистые” способы выработки товара на экспорт Европейским союзом предусмотрены и другие методы “сотрудничества” в рамках нового механизма CBAM.
Наиболее подходящим для нас является разработка собственного эквивалента европейскому закону, который в той или иной степени позволит снизить потенциальные издержки. Время от времени в СМИ и прочих открытых источниках появляется информация о намерении создать собственный вариант подобного налога. Иногда — даже об уже идущей его разработке, однако на данный момент прямого аналога европейскому варианту у нас нет.
Если производитель из Казахстана сможет подтвердить, что в связи с производством товара выплата за выбросы парниковых газов уже была уплачена, то соответствующая сумма может быть полностью вычтена из выставленного импортеру счета. У нас имеется кое-какой регулятор в виде Системы торговли выбросами Казахстана, однако цифры просто несопоставимы. Если у нас цена квоты за одну тонну выброшенного парникового газа составляет около одного евро, то в Европе цена за ту же тонну будет в 100 раз выше (100 евро на февраль 2023 года). Оно и очевидно, механизм явно задумывался с другими целями.
Медленно, но верно какие-то подвижки происходят. Например, недавно Министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщил, что с 2025 года в Алматы начнется перевод ТЭЦ на газ. Процесс должен закончиться к 2026-му. Это, конечно, капля в море по сравнению с потенциальными убытками от “налогообложения”, да и процент использования производствами именно алматинских ТЭЦ мизерный. Но тут мы немного забежали вперед.
Снова мирный атом
Казалось бы, при чем здесь может быть энергия? Ведь мы не то что поставлять — себя обеспечить не можем. При более пристальном изучении становится очевидной важность энергии в механизме CBAM.
Дело в том, что налог учитывает выбросы углерода на всех стадиях производства. А в нашей стране в своем большинстве электроэнергия производится из угля. К примеру, согласно нормативным документам, на Экибастузской ГРЭС-2 мощностью 1000 МВт в год только средние залповые выбросы оксида углерода при сжигании мазута составляют примерно 228 тысяч тонн. Напомним, что в середине прошлого года Экибастузская ГРЭС-1 мощностью 4000 МВт была оштрафована за нарушение экологического законодательства. Тогда сумма штрафа составила 33 миллиарда тенге за два миллиона тонн углекислого газа. Если провести подсчеты процесса, в котором все эти выбросы будут задействованы в дальнейшем в производстве экспортируемых в ЕС товаров, то набегает очень большая цифра.
Да, действительно, речь может идти только о переходе производств на новый источник энергии. Возобновляемыми источниками производство не накормишь, а вот атомная станция как раз способна покрыть энергетические потребности производителей своими бесперебойностью и мощностью. Ну и, конечно, самое главное — АЭС углероднонейтральна, что тоже положительным образом скажется на доходе от экспорта в Европу. Плюс ко всему урановые залежи лежат прямо под ногами. Так что же мешает?
На этот вопрос даже эксперты затрудняются ответить. При самом лучшем для нас раскладе АЭС начнет работать только в 2035 году, а ведь перед этим еще предстоит провести референдум, выбрать поставщика атомных технологий...
Мир победившего рынка
Является ли причиной введения нового механизма постепенно радикализирующаяся торговая война между Востоком и Западом или это и вправду добросовестная забота о будущем человечества, достоверно неизвестно.
Фактически же экономика западных стран во многом построена на дешевом сырье, в том числе и поставляемом из нашей страны. Было бы глупо полагать, что в Европейском союзе не знают о положении дел в импортирующих странах. Знают там и об отсутствии углероднонейтральных источников генерации энергии, и о зависимости стран от экспорта именно в ЕС. При этом все равно вводят в одностороннем порядке подобный механизм, в известной мере ограничивающий торговые отношения. Представьте, что вы владелец магазина, а при продаже своего товара еще обязаны платить покупателю до 30 процентов от цены товара. Выглядит глупо, не так ли? Мировая экономика построена на разделении труда, а некоторые страны обязаны экспортировать ресурсы... Иначе в мировой экономике для них места нет.
На заседании комитета ВТО по торговле и окружающей среде в октябре 2022 года Индия, Китай, Россия и Япония выразили обеспокоенность тем, что механизм трансграничного углеродного регулирования на самом деле создаст торговые барьеры и вызовет напряженность в международной торговле, а не будет способствовать защите окружающей среды.
Таков уж закон мирового капитализма: cильный эксплуатирует слабого, богатый — бедного, а вот теперь развитый — развивающегося...