Одно дело, когда речь идет о розничной торговле, и совершенно другое, когда происходит слив среднего или крупного опта. Там у людей обороты гораздо весомее, поэтому и защищают они свои интересы всеми правдами и неправдами.
(Продолжение. Начало по ссылке)
Вот один, но весьма наглядный пример. Еще свеж в памяти эпизод, когда в августе прошлого года были задержаны два вагона табачных изделий, ввезенных в Казахстан из Кыргызстана контрабандным путем. Нелегальный товар оценили в 1,3 миллиарда тенге. Об аналогичном эпизоде, но уже на сумму 808 миллионов тенге, стало известно в начале января текущего года... «То есть выгода настолько высока, а уровень уверенности в реализации задуманного так велик, что владельцы данного товара не боятся отправлять его такими большими партиями», — утверждает эксперт по теневому бизнесу.
Вот и получается, что интегрированная в 2020 году система маркировки, нацеленная на защиту честного бизнеса и добросовестного потребителя, сейчас попросту не работает. По крайней мере, не работает так, как предполагалось. В качестве примера эксперты приводят российский опыт, где используется аналогичная система маркировки, но при этом простой гражданин отправляет жалобу инкогнито, а уже юрист оператора от своего имени на основании этого заявления формирует заявление для дальнейшего продвижения и запуска процесса. Там объемы изъятия нелегальной продукции во много раз выше. В Казахстане все весьма и весьма условно. Да, есть обязательство продавать исключительно ту продукцию, которая сертифицирована, с нанесенным DataMatrix. Но что по факту?
Понятно, что в Алматы и Астане никто не торгует контрабандой открыто, в основном достают из-под прилавка. Поэтому в рамках журналистского расследования мы изучили рынок города Семея. Он и в самом деле является вполне типичным и сопоставим с большинством городов Казахстана по уровню достатка населения, развитию и остальным показателям. Выяснилось, что приобрести там левые сигареты не составляет большого труда как в центре города, так и на окраинах. Например, в торговых точках на рынках. В выкладке показаны легальные сигареты, а из-под стола достают целую россыпь немаркированных пачек на любые вкус и цвет.
Эксперты отрасли открыто говорят, что заявление в регионах попросту не доходит до адресата, да и в рамках текущих условий сформировать заявление должным образом невозможно. Ведь, как уже говорилось выше, для подачи необходимо приложить товарный чек либо другое доказательство факта приобретения контрабандной продукции в конкретной точке. Но на этих точках чека вам никто не даст. Торговля идет исключительно за наличку, и никаких подтверждающих документов вы не получите. Не нравятся сигареты за 400 тенге с оплатой налом? Покупай за 10001100 тенге с чеком. Разговор короткий.
Откуда дровишки
Оказывается, главным поставщиком нелегальных сигарет в Казахстан являются Объединенные Арабские Эмираты. Не то чтобы табак в Эмиратах лучше, просто условия для бизнеса хорошие. Там расположена так называемая СЭЗ (свободная экономическая зона) Jebel Ali, где условно можно заказать сигареты с любой надписью или изображением вплоть до собственного портрета. СЭЗ находится в непосредственной близости к самому крупному в мире порту, который ежегодно принимает 15 миллионов контейнеров и обслуживает более 170 судоходных линий. Из порта в Jebel Ali можно с легкостью отправить по морю или получить в нем груз из любой точки мира. Это одна из самых больших торговых зон на планете, где зарегистрировано более 7000 компаний, в том числе 27 фабрик по производству сигарет. Для сравнения: в Казахстане зарегистрированы всего две крупные табачные фабрики.
Эксперты отрасли называют сигареты, произведенные в Jebel Ali, «нелегальными белыми». Этот обтекаемый термин подразумевает производство законных коммерческих предприятий, которые потом экспортируются в разные страны полулегальным путем. За счет особого режима там отсутствуют должный контроль и какие-либо налоги, что делает себестоимость продукции невероятно низкой. Эти сигареты экспортируются в страны Европы, Азии и Африки. Объемы производства и окупаемость настолько велики, что сейчас предприниматели расширяют производство и за пределы Эмиратов.
«Известно, что производители «нелегальных белых» планируют открыть заводы в Таджикистане. Если смотреть на поверхности, то поведение инвесторов из ОАЭ как минимум непонятно, ведь в Таджикистане минимальное потребление сигарет в Центральной Азии. Но если смотреть глубже, то таким образом решается целый ряд логистических задач.
Сейчас есть достаточно длинный логистический путь. Сигареты из Jebel Ali попадают через Иран в Туркменистан, оттуда — в Кыргызстан и только потом — в Казахстан. Если же разместить производство в Таджикистане, оно во всем своем объеме будет работать на нелегальный рынок близлежащих стран», — прогнозирует эксперт по теневому бизнесу.
Действительно, самый северный город Таджикистана — Худжанд. От него до Ташкента примерно 160 километров, или два часа пути, а там уже рукой подать до Туркестанской области. Это южный регион Казахстана, в котором уже сейчас самый высокий показатель уровня контрабанды по стране, составляющий около 18,6 процента. Цифра говорит о многом.
Как пояснил эксперт, пока масштаб контрабанды держится в пределах двух-трех процентов — это все уровень предпринимательства. Когда объемы достигают 10 процентов, речь уже идет о полноценной ОПГ, развитии коррупции и в целом ухудшении криминогенной обстановки. В прошлом году в среднем по Казахстану этот уровень составлял 9,4 процента, к которым страна пришла за очень короткий срок. До введения моратория на проверку МСБ уровень контрабанды держался в пределах 2,5 процента. Сейчас же эксперты говорят о кратном увеличении и крупных финансовых потерях, которые только в 2023 году составили более 32 миллиардов тенге в виде неуплаты налогов. Прогноз экспертов на 2024 год — более 43 миллиардов «мимо кассы».
“Формула успеха”
Есть множество схем того, как такие сигареты попадают на казахстанский рынок, но все они не обходятся без связей в госструктурах. Мы не говорим о том, что в Казахстане коррумпированная таможня, прокурора или другая структура, однако
недобросовестные сотрудники в данных секторах, увы, имеются.
«Первый путь морской. Из СЭЗ Jebel Ali произведенные сигареты выходят совершенно легально. И направляются в морской порт Актау также на вполне законном основании. Но дальше, уже по прибытии в порт, сигареты проходят под другим наименованием: это могут быть мандарины, бананы и так далее. Заинтересованные люди помогают растаможить эти «фрукты», после чего сигареты, ставшие контрабандой, частично оседают в Казахстане, а частично уходят в РФ.
Второй путь лежит через кыргызстанский Duty Free. Есть разные таможенные режимы, используя которые можно официально оформить «нелегально белые» сигареты. Один из них — «Таможенный склад», другой — «Реэкспорт».
Сначала сигареты завозят в Кыргызстан якобы для продажи в зоне Duty Free. Дальше режим «Таможенный склад» позволяет складировать сигареты и хранить их на СВХ до трех лет. Через год-два про них «забывают», и тогда уже вывозят, естественно, при содействии заинтересованных лиц на таможне.
Режим «Реэкспорт» позволяет по документам оформить все так, как будто сигареты прошли транзитом через Казахстан в Китай. То есть продукция выводится из легального поля, поскольку по документам она ушла в какою-нибудь китайскую компанию (как правило, фиктивную). По факту же этот товар мелкими партиями попадает на транзитные склады в Кыргызстане близ границы с Казахстаном, откуда через разные криминальные
Интересный факт. По бумагам размеры зоны Duty Free в аэропорту Бишкека сопоставимы со стамбульским аэропортом. По факту все здание аэропорта не больше казахстанских региональных воздушных гаваней, к примеру, таких как в городе Семее, Туркестане и других», — пояснил эксперт.
Подведя итог, мы сделали ряд заключений. Несмотря на то, что мораторий закончился в начале текущего года, по факту торговые точки никто не проверяет. В противном случае вряд ли нам удалось бы беспрепятственно провести контрольную закупку. Здесь контролирующим органам пора приступать к своим прямым обязанностям. Отметим, что административная ответственность предусмотрена как за отсутствие маркировки, так и за фактическую продажу немаркированных товаров. Сумма штрафа составляет от 50 до 500 МРП (от 184 600 до 1 846 000 тенге) с конфискацией подакцизных товаров. Понятно, что торговые точки на рынках и табачных лавках — это уже конечная точка назначения нелегальной продукции, но, как говорится, с чего-то нужно начинать.
Чтобы система Naqty Onim заработала, нужно решать вопрос с анонимностью, в противном случае — это деньги, выброшенные на ветер.
Действовать можно методом не только кнута, но и пряника. К примеру, в Узбекистане за каждое подобное обращение граждане получают премию в размере до 20 процентов от взысканного за налоговое правонарушение штрафа.
Фото автора