Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаБизнес

Лаборатория от «Филип Моррис»

Крупнейшая и знаменитая табачная компания «Филип Моррис» намерена построить лабораторию в Казахстане. Что собрались исследовать?

Табачная индустрия рассматривает Казахстан как своего рода заповедник, где становятся возможными многие амбициозные проекты по продвижению смертоносной продукции. Совсем недавно Korea Tomorrow & Global (KT&G), самая большая табачная компания в Южной Корее и одна из пяти крупнейших табачных компаний в мире, начала строительство в Алматинской области фабрики по производству стиков нагреваемого табака — восемь миллиардов штук (440 миллионов пачек) в год. Табачная продукция уже занимает свыше 15 процентов от общего объема обрабатывающей промышленности региона. Но и это еще не все. 

Стало известно, что у “Филип Моррис” есть амбиции создать технологический центр экспертизы в Казахстане, а именно — построить современную научную лабораторию, в которой будет продвигать свои исследовательские и технические проекты. К сожалению, истинную цель этой затеи не афишируют, что порождает массу вопросов. 

Почему Филип Моррис не строит эту лабораторию где-то рядом со своим главным лежбищем — в Ричмонде, США, или Нешателе, Швейцария? Почему в далеком-предалеком Казахстане, подальше от любопытных взоров? У нас тут что, Силиконовая долина? 

Кого ФМ собрался использовать в роли лабораторных кроликов? Неужели 400 тысяч тех казахстанских курильщиков, которые подсели на фирменную филипморрисовскую систему нагревания табака — IQOS? 

Чем конкретно они там собрались заниматься, какой такой экспертизой? Это будет лаборатория самого РМ или под этой крышей начнут работать еще какие-то эксперты и службы? 

И самое главное — чем мы заслужили эту честь? Мягкотелостью казахстанского законодательства по контролю за табаком? Неформальными отношениями между табачной индустрией и некоторыми высокопоставленными чиновниками? Услужливыми СМИ, которые создают “общественное мнение”, дружно тявкая на заданную тему по команде, как дрессированные собачки? 

Ковбой “Мальборо” в Казахстане почитаем и обласкан, не то что у себя на родине, где табачники не вылезают из судебных процессов. У нас “Филип Моррис Казахстан” был даже признан лучшим предприятием страны в номинации “За вклад в охрану окружающей среды”, получив премию “Парыз”. И ничего страшного, что наши города завалены окурками с практически неразлагающимся ацетатным фильтром, а на производство всего одной сигареты уходит 3,7 литра воды. 

“Филип Моррис” является членом номер один Совета иностранных инвесторов при Президенте РК, они первыми пришли в тяжелые (для нас) времена на манящий (для них) запах прибыли. Они гордятся, что в этом совете “Филип Моррис” является активным участником и единственным представителем в сфере FMCG. Что означает эта аббревиатура? С английского fast-moving consumer goods — товары повседневного спроса. Это продукты, зубная паста, авторучки, салфетки — то, что раньше объединялось понятием “ширпотреб”. Но сигареты — это никакой не FMCG, это очень специфический товар! 

Молоко, школьные тетради, шоколад и перчатки люди покупают, чтобы удовлетворить какую-то потребность. Но никакой потребности организма в никотине нет — это зависимость. Почувствуйте разницу! Никто не испытывает потребности в раке легких и инфаркте миокарда. Следовательно, и у РМ нестандартный, необычный бизнес — подсадить клиента на никотин, а потом очень-очень долго его доить. Какую прибыль это приносит, можно судить по тому, что “Филип Моррис” является единственным из первой десятки самых крупных налогоплательщиков Казахстана, который подвизается вне сектора нефти и газа. Плодить онкологические заболевания, как видите, не менее выгодно, чем добывать углеводороды. 

Табачные компании вывозят из страны деньги, оставляя в Казахстане страдания и болезни. Поэтому их инвестиции нам слишком дорого обходятся. Высокие технологии и научные разработки, которые они собрались тут насаждать, все равно сведутся к тому, как подсадить побольше молодежи на никотиновый крючок. Поэтому к намерению “Филип Моррис” строить лабораторию в Казахстане стоит отнестись с величайшей осторожностью и даже подозрительностью. 

Читайте в свежем номере: