Депутатов Мажилиса обвиняют в том, что они лоббируют интересы гигантских компаний, владеющих международными брендами газировки. Каким образом? Народные избранники выступают за введение акциза на сахаросодержащие напитки. В кулуарах после заседания рабочей группы на парламентариев прямо-таки набросились.
Казалось бы, никакой логики в этих обвинениях нет, ведь акциз затем и вводится, чтобы ограничить бурный рост потребления пепси, колы и прочих сладких лимонадов. От этих напитков нет никакой пользы, но зато их пустые калории провоцируют охватившие Казахстан эпидемии ожирения и диабета, которые невозможно остановить мерами медицинского характера.
Но не будем торопиться с выводами. Если конкретно, претензии к депутатам имеют мелкие казахстанские производители безалкогольных напитков, чьи бренды не очень раскручены и производство невелико. Они считают, что компании-монополисты куда легче выдержат введение акциза, чем лимонадная мелочь. По принципу «пока толстый сохнет, худой сдохнет».
Разобраться в ситуации нам поможет имеющееся в открытом доступе маркетинговое исследование «Производство напитков», подготовленное в рамках проведения маркетинговых исследований в приоритетных секторах Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» экспертом А.Т. Керембаевым по заказу Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Нацпалата всегда традиционно защищала производителей. Даже тогда, когда выпускаемая ими продукция, мягко говоря, неоднозначна и в приоритете вроде бы должны быть общегосударственные интересы.

Мы обнаруживаем, что мелкие производители не привирают — казахстанский рынок безалкогольных напитков действительно перекошен. Основную часть производителей напитков (93 процента) составляют малые компании с численностью работников до 50 человек — 533. Средних предприятий с численностью от 51 до 250 человек — 25. Крупных производителей напитков с численностью от 251 и больше — 17. Однако в совокупности все отечественные производители занимают 43,8 процента рынка. В то время как 56,2 процента приходится на долю Coca-Cola и PepsiCo.
Гигантские компании в Казахстане блаженствуют. Как отмечает автор исследования: «Несмотря на то, что их продукция в три раза дороже напитков наших производителей, новое поколение под влиянием массированной рекламы выбирает пепси и колу. Рекламные бюджеты мировых монстров в 2001 году превысили 100 миллионов долларов. Естественно, позволить себе потратить даже десятую часть этих средств на рекламу не может ни один наш производитель. Ведь оборот средней казахстанской компании, работающей в этой отрасли, составляет 1-2,5 миллион долларов в год».
И это еще не все. «Основной проблемой для многих казахстанских компаний является сбыт продукции. Сетевые торговые структуры, как правило, работают с Coca-Cola и PepsiCo, игнорируя продукцию наших производителей».
Как же мелкие предприятия выкручиваются? «Главным конкурентным преимуществом местного производства стала доступная цена. Большинство производителей работают в нижнем ценовом сегменте», — заключает автор.
Ну и что же теперь делать? Пожалеем мелкого производителя? Дадим акцизу задний ход, чтобы не нарушать справедливости ведения бизнеса? Не думаю, что это что-то изменит.
Во-первых, стремление к монополизму — неискоренимое явление на всяком «свободном» рынке. Плох тот капиталист, который не мечтает задушить конкурента, а потом задрать цены до потолка. Монопольное положение международных брендов на казахстанском рынке сложилось без всяких акцизов, и налоги здесь совершенно ни при чем.
Во-вторых, не надо представлять дело так, будто внедрение акцизов на сахаросодержащие напитки — это изобретение казахстанского Минздрава и Правительства, которому «лишь бы деньги с народа содрать». Такой налог ввела 121 страна, в том числе и все наши ближайшие соседи — Узбекистан, Россия, Кыргызстан. Казахстан находится в положении белой вороны, и это нелепое отставание надо срочно ликвидировать.
В-третьих, нельзя забывать, что акцизы принимаются как крайняя мера по спасению здоровья казахстанцев, склонных к неумеренному потреблению бесполезных сахаросодержащих напитков. Эту прочную (и порочную) традицию надо ломать, не стесняясь в средствах. Треть казахстанских детей и две трети взрослых имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Это означает неизбежный рост сахарного диабета, гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний. У Минздрава нет и не будет такого бюджета, чтобы справиться с таким массовым наплывом больных. Одних только выявленных диабетиков в Казахстане уже свыше 440 тысяч!!! А лимонадный бизнес тут, прямо скажем, не прима-балерина. Его интересы на втором месте. Смогли перестроиться — молодцы. Если нет, покойся с миром. Здоровье детей важнее.
В-четвертых, меня терзают смутные сомнения. В богатырском финансовом здоровье производителей пепси и колы сомневаться не приходится. Но неужели все мелкие компании, «разбодяживающие» газировку, сохнут, чахнут и вообще одной ногой в могиле? Как-то это совершенно не бьется с данными статистики.

Потребление сахаросодержащих напитков в Казахстане стремительно растет. За пять лет, с 2018 по 2023 год, продажи газировки на душу населения выросли на 50 процентов. Найдите хоть одну другую отрасль промышленности республике, которая развивалась бы столь стремительно! И что, все доходы достались только гигантским производителям колы, а мелким компаниям ничего не перепало?
Зайдем с другой стороны. В том же исследовании есть интересная таблица «Количество предприятий по возрасту». Так вот, мы видим, что абсолютное подавляющее большинство производителей безалкогольных напитков (505 компаний) находится на рынке уже свыше трех лет! Еще 42 компании отметили годовщину своей деятельности, не рассыпались. И только 28 фирм совсем еще новички. Эти цифры неопровержимо свидетельствуют, что выживаемость компаний на рынке безалкогольных напитков по сравнению с прочими отраслями просто замечательная, в том числе и большинства мелких. Пусть не прибедняются, что последних ежиков доедают.
В конце концов, у небольших производителей есть свои преимущества перед гигантами. Акцизный налог на сахаросодержащие напитки, как ожидается, будет дифференцированным. Чем меньше сахара, тем ниже налог. Содержащие менее пяти граммов сахара на 100 граммов воды, скорее всего, вообще не будут облагаться акцизом.
Цель этой законодательной инициативы Минздрава — не угробить производителя, а мотивировать его снижать содержание сахара в рецептурах производимых напитков. Небольшие компании, в которых нет многоярусной бюрократической иерархии, могут быстрее реагировать на новые требования рынка, без долгих согласований и раскачки выходить на рынок с новыми низкокалорийными продуктами. Это их шанс.
Должны сместиться акценты в линейке товаров. Сейчас в Казахстане уродливо распухло производство сладких напитков, зато ниже рекомендованного уровня выпуск минеральной и питьевой воды, из года в год сокращается производство соков. Да и соки на рынке сплошь сладкие, а из овощных производится один только морковный, да и то на мизерном уровне. Индустрия явно идет по пути наименьшего сопротивления, наибольшей прибыли.
Между тем растет озабоченность казахстанцев своим здоровьем и здоровьем детей. Нынешняя ситуация, когда беспечный родитель балует своего ребенка газировкой, а индустрия поощряет невзыскательного и бездумного покупателя, долго не продлится. Если производители напитков не найдут своего места на рынке здоровых продуктов и разорятся, туда им и дорога.