Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаБизнес

Как не выпасть из летящего самолета

Пятая часть авиапарка Казахстана старше 20 лет

Правильное решение — выбрать новый авиалайнер. Тем более что недавний инцидент с оторвавшейся дверью самолета Boeing 737 MAX 9, случившийся над американским Орегоном, заставил призадуматься: возможно ли подобное ЧП с казахстанскими бортами, возраст пятой части которых превышает 20 лет. 

Напомним, на высоте пяти километров одна из боковых панелей, закрывавших аварийный люк Boeing 737 MAX 9, просто вылетела, что привело к декомпрессии. Авиалайнер совершил аварийную посадку, никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Позже в качестве одной из версий произошедшего упоминали незакрепленные болты у панели, закрывавшей аварийный люк самолета. Американские регулирующие органы немедленно приостановили эксплуатацию 171 самолета данной модели в разных странах мира до окончания проверок. Тем более что согласно сообщению Bloomberg авиакомпании Alaska Air Group Inc. и United Airlines Holdings Inc заявили, что обнаружили на других самолетах Boeing 737 MAX 9 незакрепленные болты. 

Однако интересно другое. Через пару-тройку дней после январского происшествия Авиационная администрация Казахстана опубликовала сообщение, что самолеты Boeing 737 MAX 9, эксплуатируемые в Казахстане, немного другие — у них не аварийный люк, а аварийные двери выхода. А это якобы разные вещи, поэтому на эксплуатацию казахстанских судов запрет не распространяется. 

В ответ аналитики портала Energyprom решили посчитать, сколько на самом деле самолетов Boeing насчитывается в республике и какова их доля в авиапарке страны. Оказалось, что, по данным сервиса AirFleets.net, казахстанские авиакомпании эксплуатируют 29 самолетов Boeing, что составляет 29,6 процента от общего количества воздушных судов. Причем из них 10 самолетов уже в возрасте от 23 до 37 лет. Большинство машин считаются относительно молодыми — им нет еще 10 лет. 

— Пятью самолетами модели Boeing 737 MAX 9 в Казахстане владеет авиакомпания SCAT Airlines. По информации AirFleets, возраст этих судов — от девяти месяцев до 2,5 года. По некоторым данным, эти самолеты эксплуатировались авиакомпанией на международных туристических направлениях из Шымкента и Алматы на Пхукет и в Нячанг, — отметили эксперты. 

В рейтинге самых старых самолетов Казахстана лидирует тоже Boeing, но 757-й модели. Опять же, по данным AirFleets.net, на конец января текущего года это воздушное судно принадлежало компании Kazakhstan Gvmt, и ему 37,3 года. К слову, в мировом рейтинге авиакомпаний, которые эксплуатируют именно эту модель, отечественная авиакомпания Gvmt занимает 44-е место из 47. 

И наконец, в список наиболее возрастных самолетов Казахстана попали еще три модели Boeing, которые используются компаниями SCAT Airlines и Sunday Airlines. Плюс в число долго летающих воздушных судов вошли также четыре самолета модели Fokker 70/100 компании Caspiy, которым уже больше 30 лет. 

Но в целом, успокоили эксперты, парк казахстанских компаний состоит из более молодой авиатехники. Так, 26,5 процента всех воздушных судов, или 26 единиц из 98, сошли с конвейера менее пяти лет назад, тогда как самолетов в возрасте от 5 до 10 лет в Казахстане почти 45 процентов от всего авиапарка. 

— Таким образом, согласно оценкам Авиационной администрации Казахстана, сегодня уровень соответствия авиации в республике стандартам безопасности полетов Международной организации гражданской авиации составляет 82 процента. Об этом заявили в Комитете гражданской авиации Министерства транспорта РК. Считается, что это высокий показатель, соответствующий уровню европейских стран. Если же сравнивать цифры за предыдущие несколько лет, то в 2020 году можно было увидеть резкий скачок с 74 до 84 процентов. Спустя год показатель незначительно снизился и с тех пор зафиксирован на уровне 82 процента, — заключили аналитики портала Energyprom. 

Читайте в свежем номере: