В 2024 году валовый приток прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) упал на 28 процентов — с 23,9 миллиарда до 17,1 миллиарда долларов за год, а чистый и вовсе стал отрицательным — минус 2,55 миллиарда долларов. Это впервые за всю историю наблюдений с 2005 года. Таковы данные Kazakh Invest. Впрочем, здесь считают явление временным и полагают, что исправить ситуацию возможно в первую очередь за счет многочисленных инвестпроектов.
Казахстан — крупнейшая страна в Центральной Азии со своей экономикой и самый заметный магнит для иностранных инвестиций в регионе. Богатые месторождения, выгодное географическое положение на «срединном коридоре» между Китаем и Европой, а также амбиции властей по диверсификации экономики неизменно привлекают международные компании и больших государственных игроков. Тем не менее на практике между словами о «великом транзите» и реальными завершенными проектами иногда стоит длинный ряд препятствий от юридических споров до инфраструктурных узких мест и политической неопределенности.
Только в одном регионе — области Абай, по данным Высшей аудиторской палаты, отсутствие действенных мер со стороны местных исполнительных органов области, некачественная разработка ПСД и судебные тяжбы с подрядчиками привели к тому, что 60 бюджетных инвестпроектов из 218 не были введены в эксплуатацию в 2022-2023 годах.
Почему инвесторы приходят
Прежде всего по причине ресурсов и индустриальных активов. Можно ругать советскую власть, но заводов в стране было построено много. Казахстан остается ресурсно-ориентированной экономикой. Нефть, газ, уран, медь, алюминий и уголь — это те факторы, которые исторически притягивали ППИ и продолжают оставаться «якорями» крупных сделок. Крупные энергетические и горно-металлургические проекты — основа инвестиционного казахстанского «портфеля».
Не менее важный вопрос — транзит и логистика. Позиция между Китаем и Россией, Китаем и Европой и развитие сухопутных портов и специальных экономических зон (включая Хоргос) сделали Казахстан важным узлом «среднего коридора», что привлекает инвесторов в логистику, складирование и переработку. Не последняя роль в этом процессе — госсодействие и реклама возможностей. Государственные инициативы и активная внешнеэкономическая политика несомненно вызывают интерес у инвесторов из соседних стран.
Не всем барьеры по зубам
Иностранные инвесторы регулярно жалуются на непоследовательное применение законов, внезапные изменения условий или инициативы «локализации», которые могут резко повлиять на рентабельность проекта. Государственные претензии к крупным нефтегазовым партнерам и арбитражные споры показывают: даже крупные международные компании не застрахованы от конфронтации с государством.
Международные отчеты отмечают, что проблемы с коррупцией, кумовством и непрозрачностью государственных закупок остаются важным фактором риска для входа и реализации проектов. Это увеличивает транзакционные издержки и непредсказуемость. Поэтому на местах многие инвесторы, готовые вложить в регион деньги, заручаются поддержкой местных властей, которые готовы их провести «за руку» по всем лабиринтам.
Не последнюю роль на сокращение ППИ оказывают колебания мировых цен на сырье, давление на государственный бюджет и глобальный спад, что делает инвестиционные проекты более уязвимыми.
И логистика порой подводит — в цепочке поставок все еще встречаются пробки. Как тут ни вспомнить последние проблемы на российско-казахстанской границе, проблемы с обработкой грузов, что удлиняет сроки и увеличивает стоимость проектов.
Почему «приходят, но не реализуются»
За восемь месяцев текущего года в АПК Казахстана освоено 807 миллиардов тенге инвестиций. Однако, по мнению министра сельского хозяйства РК Айдарбека Сапарова, активность регионов в этом направлении остается недостаточной. Если ряд регионов перевыполнил плановые показатели: Шымкент — 146 процентов, Северо-Казахстанская область — 133, Акмолинская — 111, Алматы — 106, Алматинская область — 105, Павлодарская — 102, то в Мангистауской, Атырауской, Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях, а также в регионах Улытау и Жетысу фиксируется отставание.
В результате актуализации Дорожной карты на текущий год количество инвестиционных проектов сокращено до 274 на общую сумму 559,7 миллиарда тенге.
Или другой яркий пример — прекращение планов строительства завода по переработке газа у месторождения Карачаганак в текущем году: правительство объявило о приостановке проекта и желании привлечь отечественных подрядчиков, а инвесторы остались в неопределенности.
Некоторые иностранные инвесторы испытывают сложности с долгосрочным финансированием проектов в условиях волатильности и ужесточения мировых финансовых условий. Это особенно чувствительно для больших энерго- и инфраструктурных проектов.
Не последнюю роль играют земельный и экологический вопросы. Споры вокруг прав на землю, неполнота договоров с местными подрядчиками и обвинения в «переговорах с заинтересованными лицами» могут остановить стройку еще до ее старта. Как тут ни вспомнить долгоиграющую историю, где жители села Маралды Восточно-Казахстанской области выступили против строительства золотодобывающей фабрики. Может быть, сначала стоит изучить ситуацию, согласовать с местным населением, а потом инвестора приглашать?
Где концентрируются инвестиции: карта по регионам
На первом месте — Запад (Атырау, Мангистауская область). Традиционно лидирует по привлечению капитала благодаря нефти и газу.
Юг и Алматы: южная столица остается финансовым и коммерческим центром. Сюда идут сервисы, финтех, торговля.
Север и Центр (Караганда, Павлодар, Восточный Казахстан): индустриальные и металлургические проекты, интерес к переработке сырья и энергетике. Границы с Китаем (Хоргос, Восток): растущий поток логистики, активность китайских инвесторов сильнее в приграничных районах.
Китайские инвесторы: что им нравится в Казахстане?
Сегодня многие проекты, реализуемые в РК, осуществляются при участии китайских денег. Доступ к ресурсам (нефть, металлы) — ключевой мотив. К тому же Казахстан является логичным плацдармом для китайских логистических цепочек в Европу.
Сегодня крупные китайские госкомпании участвуют в строительстве портов, заводов и энергопроектов Казахстана. По мнению экспертов, данные проекты бывают частью политически мотивированных пакетов финансирования.
Впрочем, и у китайцев есть свои риски. Они не хотят мероприятий с высокой политической неопределенностью и сложными местными судебными историями.
Частное мнение
Инвестиционный климат — понятие растяжимое, считает политолог Данияр Ашимбаев. По его мнению, инвестор идет не просто за прибылью. Ему нужно несколько условий — институты или фигуры.
«Институты у нас нестабильные: постоянные реорганизации и регулярная корректировка базовых правил игры. А вот фигур, которые могли бы выступать гарантами, не осталось. Дефицит идей и людей сопровождается дефицитом авторитета политической и деловой элиты. Соответственно, чтобы шла работа, нужно сетовать не на «завершение инвестиционного цикла», а работать либо в том направлении, либо в другом.
Модернизация экономики — вещь, конечно, нужная, но это вопрос не «хотелок», а кропотливой работы. У нас была история с разворовыванием первых кредитных линий. Была история, когда конфликты между начальниками и коррупция «ушатали» первую СИИР.
Был опыт ГП ФИИР, когда были разработана полноценная программа и создана четкая вертикаль управления. Потом появились «Байтерек» и «Нурлы жол», и все пошло в разные стороны. Много раз говорил: для управления инвестиционным процессом мало создать структуру по привлечению инвестиций. Нужно иметь внутри нее систему мониторинга и контроля инвестиционных проектов, а заодно и механизм грамотной экономической оценки окупаемости проектов. А то у нас любят говорить про то, что, мол, вложим 15 триллионов в супермегапроекты с «экономическим эффектом» в 5 триллионов. В чем смысл таких инвестиций?» — задается вопросом эксперт.
И все же Казахстан сегодня — поле возможностей и одновременно проверка для инвесторов. Он привлекает крупные деньги и проекты, но успех их завершения зависит не только от денег и контрактов, но и от предсказуемости правил игры. Пока государство учится аккуратно балансировать между защитой национальных интересов и честными условиями для внешнего капитала, многие проекты будут рождаться оптимистично, а умирать в ожидании ясности.
