Проверка предприятий во втором квартале 2024 года показала, какие именно факторы мешают развитию бизнеса в Казахстане. По данным экспертов, в этот период ускорился темп роста цен на готовую продукцию, сырье и материалы
По информации директора департамента денежно-кредитной политики Национального банка РК Рустема Оразалина, главным препятствием для ведения бизнеса предприятия считают состояние экономики. Об этом заявили 29,6 процента представителей опрошенных предприятий.
Как упоминает издание Zakon.kz, другими препятствиями выступают рыночная конкуренция (29,5 процента), уровень налогов (28,8), нехватка квалифицированных кадров (27,3), поиск покупателей (25,0), сложность получения лицензий/разрешений (17,3) и сложность возврата дебиторской задолженности (14,4). Доступ к финансированию по значимости располагается на восьмом месте (14,2 процента). Эта статистика сформирована благодаря опросу представителей 3401 предприятия.
Темы развития казахстанского бизнеса поднимали на казахстанских саммитах неоднократно. К примеру, в 2018 году в южной столице страны прошел ежегодный CFO Summit. Собравшиеся эксперты пытались выяснить, что мешает отечественному бизнесу успешно развиваться.
Как показал опрос среди гостей саммита, 32,8 процента из них считают, что основным фактором, тормозящим развитие предпринимательства, является «большая доля госкомпаний в экономике». Следующим по популярности ответом — 23 процента — стал «недоступные дорогие кредиты». По 18 процентов набрали «чрезмерное государственное регулирование» и «недостаток квалифицированных кадров».
Председатель правления АО «Банк ЦентрКредит» Галим Хусаинов указывает на очень слабую институциональную среду, которая не позволяет предпринимателю осуществлять те идеи, которые он хотел бы осуществить.
“Бизнесмены в Казахстане живут ожиданием каких-то перемен, и, чтобы их настроение было позитивным, им нужно показать, что эти надежды оправдаются. Но без изменения институциональной среды, отношения к коррупции, ситуации в судебной системе поменять что-то кардинально будет достаточно сложно”, — считает банкир.
Хусаинов также отмечает чрезмерную роль государства в экономике и его стремление определять за счет чего экономика должна расти. Между тем, на взгляд спикера, государство должно лишь создавать среду, которая бы позволяла экономике и бизнесу развиваться.
По его словам, куда бы государство ни пошло, мы получим диспропорции и проблемы. Это и показывает история Казахстана после обретения независимости. Там, где экономикой занимается государство, в том числе оказывает помощь, прослеживаются неэффективность, коррупция и накапливание проблем, в том числе для банковского сектора. Поддерживая определенную отрасль, ее делают неэффективной, потому что она привыкает к субсидиям, дешевым процентным ставкам, списанию долгов.
Другие эксперты солидарны с мнением спикера. Они считают, что в Казахстане пора менять убеждение, что государство должно помогать, давая дешевые деньги, убирая проверки, снижая налоги.
Помимо прочего, эксперты также изучают вопрос экономической независимости Казахстана от России, в частности влияния валютного курса рубля.
К примеру, директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов полагает, что, если произойдет падение рубля под влиянием санкций или других внешнеполитических факторов, при сохранении действующего режима денежно-кредитной политики тенге неизбежно упадет вслед за рублем. По этой схеме пострадает и торговый баланс в рамках ЕАЭС.
Если смотреть на картину в общем, то, по данным Министерства национальной экономики, в период с 2019 по 2023 год участие казахстанского малого и среднего предпринимательства в экономике выросло с 31,7 до 36,4 процента — на 4,7 процентных пункта. Общая численность занятых в 2023 году увеличилась на 23,8 процента и достигла 4,2 миллиона человек.
Влияет на экономику страны и тот факт, насколько пропорционально распределены в ней малый, средний и крупный бизнес.
По состоянию на 1 октября 2023 года общее количество зарегистрированных субъектов МСБ составило 2,2 миллиона, из которых 99,9 процента являются субъектами малого предпринимательства, остальные 0,1 процента — субъектами среднего предпринимательства.
Уровень предпринимательской активности составляет 89,7 процента, что представляет собой долю действующих субъектов предпринимательства от числа зарегистрированных. При этом активность среди субъектов среднего предпринимательства выше, чем среди малого, на 6,7 процентных пункта.
Уже несколько лет в Казахстане действует мораторий на проведение проверок малого и микробизнеса. Несмотря на это, эксперты отмечают, что положение казахстанских предпринимателей не такое уж и радужное. Поскольку увеличение численности субъектов малого предпринимательства в последнее время в значительной степени является результатом дробления бизнеса. Одной только торговлей в стране заняты 35 процентов всех предприятий малого бизнеса.
Несмотря на то, что торговля — важный сектор экономики, в то же время необходимо обеспечить рост числа МСБ, в частности в обрабатывающем секторе. Не только в торговом.
Параллельно с этим средний бизнес сегодня почти стагнирует. Вклад средних предприятий в ВВП остается на уровне 2019 года — около шести процентов. При этом почти 30 процентов предприятий среднего бизнеса в первом полугодии показывали убытки.
Чтобы изменить текущее положение дел, казахстанским предпринимателям совместно с Правительством РК необходимо продумать четкий план, в котором будут задействованы все сферы экономики и бизнеса. Здесь, как и везде, должен быть баланс.
Фото Талгата Галимова