Использование Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в реверсном режиме может подтолкнуть к росту товарооборота между Казахстаном и Азербайджаном, считает казахстанский эксперт Эдуард Полетаев.
Почему польским яблокам, которые рядовые казахстанцы могут купить практически круглый год, легче попасть на наш рынок, чем фруктам из соседнего Азербайджана, ведь путь по Каспию между братскими странами составляет всего лишь 300 километров? Вопрос вполне логичный на фоне растущих чуть ли не каждый месяц цен не только на такие основные продукты питания, как хлеб и картофель, но и на фрукты и овощи, которые должны быть в рационе тоже.
«Казахстану и Азербайджану необходимо в полной мере использовать в реверсном режиме возможности Транскаспийского международного транспортного маршрута для наращивания взаимного товарооборота до обозначенной отметки в один миллиард долларов США», — заявил руководитель ОФ «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, отвечая на вопрос корреспондента «НП».
Он пояснил, что Польша, несмотря на более дальнее расстояние от Казахстана, смогла использовать все преимущества контейнерных перевозок, курсирующих из Европы в Китай и обратно. Все дело в том, что именно в польском городе Лодзь расположена та самая конечная точка в Европе, куда поступает привозимый в контейнерах товар из КНР. При отправке контейнеров назад пустующие из них заполняются ящиками с польскими яблоками, которые по пути в Поднебесную оседают для продажи на территории РК.
Поскольку транзитные контейнерные перевозки из китайского порта Сианя с прошлого года набирают обороты и есть надежды в перспективе на их рост по Транскаспийскому коридору, реверсный маршрут открывает большие возможности для транзитных стран не только в плане получения прибыли от пересечения ее территории, но и развития взаимной торговли между ними.
«Реверсные возможности Транскаспийского маршрута (Средний коридор) необходимо в полном объеме использовать не только Казахстану и Азербайджану для наращивания взаимного товарооборота, но и соседней Грузии, а также Турции, расположенных вдоль данного маршрута. Эти страны могут использовать идущие обратно из Европы в Китай (до порта Сиань) контейнеры для дозагрузки своими товарами, которые могут предназначаться для Казахстана или других республик Центральной Азии для наращивания взаимного товарооборота», — сказал Полетаев.
По его словам, ТМТМ еще развивается. В него вкладываются немалые инвестиции, по крайней мере, Евросоюз заявлял об инвестировании в его модернизацию около 10 миллиардов долларов США.
«Возможности данного международного коридора рассматриваются на среднесрочную перспективу. Это связано не только с нынешней геополитической ситуацией, но и в целом на будущее с осознанием необходимости наличия альтернативного маршрута», — подчеркнул эксперт.
Собеседник отметил, что динамика перевозок по ТМТМ положительная, что позволяет строить оптимистичные прогнозы на хорошую прибыль за транзит.
«Однако пока в статистике нет разделения, сколько грузов ушло в Китай и сколько обратно. И на обратном пути при наличии незаполненных контейнеров таким транзитным странам, как Казахстан, Турция, Азербайджан и Грузия, необходимо их использовать для дозагрузки своими товарами для роста взаимного товарооборота. Поэтому трудно понять, какие возможности есть для реверса», — отметил Полетаев.
Что касается конкретно Азербайджана, то эксперт напомнил, что все постсоветские республики стремятся увеличить товарооборот между собой. Так, лидеры Казахстана и Азербайджана поставили цель достичь отметки в один миллиард долларов США. Хотя в последние годы этот показатель колеблется в диапазоне от 400 миллионов до 530 миллионов долларов США.
По официальным данным, из Казахстана в Азербайджан везут алюминий, нефтепродукты и нефть, а также зерно и муку. Из Азербайджана в Казахстан — трубы и профили из черных металлов, паромы и круизные суда, питьевую, минеральную и газированную воду. Список товаров для двух стран, по сути, небольшой. Отсюда и невысокие показатели товарооборота.
«И есть несколько причин, почему товарооборот между двумя братскими и соседствующими по Каспию странами все еще не отвечает желаемым целям. Например, если в какой-то из последних годов Азербайджан поставил паромы Казахстану, то показатель взаимного товарооборота может подняться, но на следующий год, если не будет продажи парома, товарооборот вновь может снизиться», — пояснил Эдуард Полетаев.
Он добавил, что, несмотря на хорошие отношения на политическом уровне между Азербайджаном и Казахстаном, на открытие совместного инвестфонда на базе Международного финансового центра «Астана», а также открытие торговых домов в столицах двух стран, на товарооборот могут повлиять и другие факторы. Например, колебания цен на такие основные экспортные товары, как алюминий или нефть. При высоких ценах на эти экспортные товары показатели торговли растут, при низких падают.
«Основная проблема того, почему товарооборот между нашими странами остается на одном и том же уровне, заключается также в том, что баланс импорта и экспорта между разными странами разный. Так, увеличение товарооборота с одной страной может снизить этот показатель с другой. Нельзя скидывать со счетов геополитику. Приведу пример. После 2022 года торговля России с Европой уменьшилась, но у России со странами Центральной Азии, напротив, выросла», — сказал собеседник.
Полетаев отметил, что Азербайджан в основном импортирует товары из Турции, Китая и России, а свою нефть и газ экспортирует в европейские страны.
«Несмотря на то, что фрукты и овощи, продукты питания из Азербайджана в товарообороте имеют невысокий процент, игнорировать этот сегмент торговли нельзя. Например, знаменитые азербайджанские помидоры, фрукты и все их производные уходят в основном на российский рынок. Хотя доставлять по Каспию в западные регионы Казахстана из Азербайджана фрукты и овощи намного ближе, чем везти этот скоропортящийся товар, например, из Узбекистана через всю территорию нашей страны», — отметил Эдуард Полетаев.
Однако он напомнил, что доставку фруктов и овощей из Азербайджана осуществляют в основном в казахстанский город Актау. «А вот с логистикой азербайджанских фруктов и овощей в Атырау сложнее. Там на побережье заболоченная местность, и паромам сложнее подвезти товар. Атырауским жителям выгоднее привозить фрукты и овощи из Астрахани, — заметил Полетаев и добавил: — Возможности для расширения торговли есть, весь вопрос в приоритетах».