Казахстанские чиновники время от времени публично покупают продукцию местных производителей, чтобы привлечь массового потребителя к изделиям, что выпускают в стране. Речь не о продуктах питания — с этим проблем нет, а о продукции легкой промышленности. Так, Министр нацэкономики, будучи в Петропавловске, приобрел спортивный костюм местного производителя. Но если вы пересмотрите свой гардероб, то в лучшем случае найдете пару вещей made in KZ. Но не потому, что не хотите их покупать, а потому, что, во-первых, их продают далеко не везде, а во-вторых, они выходят дороже тех, что привозят из Китая, Узбекистана или Кыргызстана. Что могут предложить местные производители своим потребителям, поищем вместе.
На недавней рождественской ярмарке в столице Франции алматинка Индира Хаметчина продавала свой мерч Almaty soul. «Казахстан впервые участвует в рождественской ярмарке в Париже, и для меня большая честь представлять свой мерч в таком городе! Проведение ярмарки для всех волнительно, потому что это первый опыт. Но все идет отлично, и есть большой интерес к казахстанской продукции. Если честно, я даже вообразить не могла, что алматинские яблоки и горы будут продаваться в Париже. Французы раскупают их, им очень нравятся вышивка и качество худи, свитшотов и сумок. У меня невероятное чувство радости и гордости за свой продукт, представленный на международном уровне», — поделилась она на Facebook.
Фишка французской праздничной ярмарки — павильоны разных стран мира. В этом году на Ла-Дефанс появился казахстанский павильон впервые почти за 30-летнюю историю этого рождественского рынка. Его организовали наши соотечественницы из ассоциации казахстанских женщин во Франции QazElles.
Google в помощь
Чтобы понять, что производят в Казахстане, можно загуглить в поиске «легкая промышленность», и появится более десятка компаний, которые шьют одежду и обувь. Большинство из них специализируется на спецодежде, и неслучайно. Прежде всего это госзаказ, а значит надежный сбыт. Это массовый пошив, а значит рабочие места. К тому же спецодежду обновляют постоянно. Простоя не бывает. Что касается всего остального, то есть большая конкуренция. Если даже не брать во внимание Турцию и Китай, под боком фабрики Кыргызстана и Туркменистана, а это валовое производство по демократичной цене.
Ценник
На сайте торгово-производственной компании Sens Fashion из Петропавловска представлены реально интересные вещи. Например, спортивный костюм от 14 000 за детский и 24 000 тенге за взрослый. Женский сарафан, офисный — за 21 500. Жакет можно приобрести за 17 000, женский костюм (брюки и жилет) — за 42 000. Покупая одежду, хотелось бы не только примерить, но и качество ткани оценить.
Приглянулась (на картинке) обувь марки ALBE из Кокшетау. В принципе, достойная цена за зимние ботинки. Как мужские, так и женские — в пределах 35 000, детские — 20-24 тысячи тенге. По виду ничем не уступают российской марке «Юничел», чьи магазины открыты по всему Казахстану. Правда, сезонные скидки у них значительно приятнее.
Карагандинец Никита Дорош — основатель обувного бренда Neyches Boots. Его уникальность заключается не только в стильных моделях, но и в национальной идентичности. Обувь создается с высоким процентом казахстанского содержания. В месяц здесь производят пока до 400 пар в месяц. Пока обувь продается только онлайн через Instagram и TikTok, используются таргет, активный SMM, и этого пока достаточно, считает предприниматель. Зимние мужские ботинки бренда можно приобрести за 74-90 тысяч тенге. За ручную работу, пожалуй, недорого.
Столичная компания, специализирующаяся на пошиве униформы, спецодежды и компьютерной вышивке, с 2017 года открывает новое направление — универсальные платья для женщин. Впрочем, и про мужчин не забыли. Возможно, кто-то уже хорошо знаком с брендом Leila Abayeva. Цена — столичная. Например, женская летняя кепка — 15 000, двусторонняя жилетка—32000,платье—от 30 000 тенге. Перед новым годом дизайнер сделала садака — дарит новогодние платья тем, кто не может себе их позволить. Количество ограничено.
К сожалению, многие сайты компаний при нажатии на «обзор продукции» не работают. То ли чисто техническая проблема, то ли производство остановлено.
Среднестатистическому покупателю мечтать не стоит
Кто бы мог подумать, что у карагандинского производителя кожаных сумок будут заказы даже из Канады. Изделия от Александра Ермакова не для всех, потому что кожаная сумка не может стоить дешевле 100 000 тенге. Это из серии штучных товаров. Как сам производитель определяет свою целевую аудиторию — мужчины и женщины среднего и высокого достатка в возрасте от 25 лет с хорошим уровнем образования и широким кругозором. Клиент — представитель бизнеса, специалист высокого класса, государственный служащий. Не гонится за брендами и логотипами, не терпит подделок.
Цена женской сумки — от 75 до 200 тысяч тенге, мужского портфеля — от 100 до 200 тысяч. Так что Китай нам в помощь...
Чтобы для всех
Легкая промышленность никогда не была сильной стороной Казахстана. Впрочем, в советское время, чтобы обеспечить женщин работой, в Алма-Ате был построен АХБК, то есть была своя ткань для летней продукции, а в Костанае — камвольно-суконный комбинат, где делали ткань для костюмов и легких пальто. Ни от того, ни от другого не осталось и следа. И все же энтузиасты готовы переломить ситуацию. По мнению карагандинца Никиты Дороша, если появится 50100 малых и средних производств обуви и мы начнем обеспечивать себя хотя бы на 25 процентов собственной продукцией, подтянутся те, кто готов будет производить для них мелочевку — элементы фурнитуры, которую сегодня приходится завозить. Те же металлические колечки для отверстий для шнурков, люверсы или молнии для одежды. Ниша огромная и незакрытая. Это, в свою очередь, скажется на себестоимости казахстанской одежды. Поверьте, не такая уж и мелочевка.
Не последний момент — места для реализации продукции. Нужны и площадки на маркетплейсах (к слову, Lamoda уже пошла по этому направлению), но без бутиков не обойтись.
В 2016 году в Астане запустили магазин «Сделано в Казахстане», где были представлены товары от 30 производителей. Пытались внедрить это и в регионах. Не прижилось. Прежде всего — из-за ценовой политики. И все же сегодня хотелось бы увидеть на полках магазинов то, что производят казахстанские производители. Если бы для начала им места выделяли по низкой цене аренды, глядишь — дело бы и пошло.
Возможно, пришло время обратить внимание на «легонькую» промышленность. Эту тему решили обсудить и в Парламенте. Один из инициаторов — депутат Екатерина Смышляева.
«Еще 20 лет назад, в студенческие годы, мне довелось поработать в цехе по производству шампуня и мыла в родном Павлодаре. Так вот, тогда я с удивлением обнаружила, что продукция нашего, местного, производства дороже привозной. И за пару десятилетий ситуация абсолютно не изменилась! Как же получается, что товары из тех же России и Беларуси даже с учетом транспортных расходов здесь стоят дешевле?» — задается она вопросом.
В общем, есть что обсудить. Главное — не просто рекомендации выработать, а сделать хотя бы один конкретный шаг.