Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Четыре миллиарда и 300 вагонов
ЭкономикаБизнес

Четыре миллиарда и 300 вагонов

Историческая сделка или экономическая дипломатия?

В рамках рабочего визита в Нью-Йорк Касым-Жомарт Токаев подписал соглашение с американской компанией Wabtec на сумму почти 4,2 миллиарда долларов. Договоренность предусматривает производство в Казахстане 300 грузовых локомотивов с улучшенными характеристиками и их сервисное обслуживание.

С этой сделкой Президента РК поздравил глава Белого дома Дональд Трамп, причем в ходе беседы основное внимание было уделено перспективам двустороннего сотрудничества Казахстана и Соединенных Штатов. К тому же президент США отметил важность расширения взаимодействия обоих государств в таких сферах, как экономика и торговля.

Напомним, что признанный мировой лидер в области транспортных технологий компания Wabtec не первый год является одним из основных партнеров в модернизации железнодорожной отрасли Казахстана. Так, с 2009 года в Астане работает локомотивосборочный завод Wabtec Kazakhstan, и за этот период (свыше 15 лет присутствия в РК) эта американская компания инвестировала более 230 миллионов долларов, по некоторым данным, с момента своего открытия выпустив более 600 локомотивов не только для КТЖ, но и на экспорт. На сегодняшний день уровень локализации производства достигает 45 процентов. Кроме того, в июле прошлого года Wabtec открыл в РК еще технологический и инженерный центр, ставший площадкой для внедрения инноваций и подготовки кадров. 

Разумеется, новость о подписанном соглашении Касым-Жомарта Токаева с американской компанией Wabtec вызвала волну интереса. Однако, как подчеркнул аналитик Марат Шибутов, все довольно-таки прозаично, и «Wabtec не будет поставлять локомотивы из США в Казахстан. Речь идет о сборке машин на заводе ЛВЗ в Астане. Максимум, что будет поставляться из США, — отдельные узлы, машинокомплекты». 

Во-вторых, предполагает эксперт, «Казахстан не пытается пригласить США к себе — американские компании и без того давно работают в Казахстане, более 25 лет, и среди них такие гиганты, как Chevron, ExxonMobil, Boeing, PepsiCo, Mars». 

— Поэтому по факту Астана решает две задачи — стабилизировать и прояснить отношения с администрацией Трампа и привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны. Похоже, Президенту Казахстана удалось это сделать. Но при этом о каком-то значительном дрейфе в сторону США/Турции/Китая/России (нужное подчеркнуть) речь не идет, — отмечает аналитик. 

Тогда как политолог Данияр Ашимбаев в своих рассуждениях делает упор на сообщение от КТЖ, согласно которому «новые локомотивы предназначены для работы в различных климатических условиях Казахстана, они обладают высокой мощностью, энергетической эффективностью и надежностью, что позволит национальной компании повысить процент готовности тяги при увеличении грузооборота. А обновление парка позволит снизить износ локомотивного парка с текущих приблизительно 49 процентов до 32 к 2030 году».

— Это соглашение и ход переговоров привели к телефонному звонку президента Дональда Трампа, который тут же сообщил в соцсетях: «Я только что провел замечательный телефонный разговор с многоуважаемым Президентом Казахстана Касым-Жомартом Кемелулы Токаевым. Они подписали соглашение о крупнейшей в истории закупке железнодорожной техники — локомотивов и железнодорожного оборудования из Соединенных Штатов на сумму четыре миллиарда долларов. Мы должны поддержать железнодорожную отрасль США, которая в течение многих лет подвергалась нападкам со стороны фальшивых защитников окружающей среды. Поздравляем Президента Токаева с его замечательным приобретением. Эта страна и весь мир были построены на надежных и красивых железных дорогах. Теперь они вернутся, и быстро!». 

Таким образом, Казахстан оказался в роли не только получателя американских инвестиций и торгового партнера, но и своего рода инвестором в американскую экономику, заметил Ашимбаев. 

Также, согласно данным КТЖ, в рамках сотрудничества были заключены и сервисные соглашения, которые охватывают техническое обслуживание не только новых, но и действующих локомотивов, и «направлены на обеспечение высокой надежности парка КТЖ и оптимизацию эксплуатационных затрат». Кроме того, «долгосрочные соглашения дают стабильные гарантии обеспечения рабочими местами населения в пунктах дислокации сервисных центров в таких регионах, как Сексеул, Аягоз, Макат, Актобе, Астана, Шалкар и Алматы». 

— Так что на выходе получается двойной эффект — и в экономике, и в политике, — заключил Данияр Ашимбаев. 

Добавим, что, кроме всего прочего, Президент Казахстана и министр торговли США Говард Латник рассмотрели широкий круг вопросов двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В ходе обсуждения этих вопросов Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что «Казахстан придает особое значение развитию взаимодействия с Соединенными Штатами, и США являются одним из ключевых инвестиционных партнеров РК, и перед американским бизнесом открываются широкие возможности в целом ряде отраслей, в том числе энергетике, транспорте и логистике, цифровизации и аграрной отрасли».

Читайте в свежем номере: