Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаАгропром

Некуда девать. И некуда деваться

Споры из-за неклассного зерна в республике, а точнее его большого количества, составившего почти 40 процентов от всего собранного урожая, не утихают. Большой объем неклассного зерна, который сложился в этом сезоне у аграриев Казахстана, вызывает большие споры. Фермеры говорят, что его просто некуда девать. Ученые утверждают, что оно годится только на производство спирта.

Государственные органы тщетно пытаются решить непростой вопрос. Но, как заявили в Продкорпорации, они все равно “будут закупать неклассное зерно у отечественных сельхозтоваропроизводителей”, уже сегодня пытаясь найти покупателей. Вот только импортеры даже к такой пшенице предъявляют высокие требования. 

— Проросшего зерна в Казахстане оказалось намного больше, чем его можно переработать внутри страны и вывезти в Китай, — заявил председатель совета учредителей Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган. 

По его словам, “большой объем проросшего зерна – это не что иное, как беда текущего сезона, крестьяне не знают, что с ним делать. Более того, точно не знают и ученые. И сейчас, как никогда, важно всем участникам рынка объединиться, так как решать проблему необходимо сообща”. 

— Предыдущие лет десять мы постоянно говорим о том, что такой уборки еще не было, так что и сценарий в целом по году будет тоже своеобразным. Ведь действительно, волатильность зернового рынка с каждым годом все больше — и все больше неожиданностей и сюрпризов. Но уборка этого года явно выделяется из всего, что было в последние годы, — добавил он. 

Между тем уборочная кампания практически завершилась, однако до сих пор нет реальных цифр по запасам зерна, а значит, неизвестны возможности целевого использования этих запасов. Кроме того, аграрии настаивают на пересмотре импорта российского зерна, поскольку решение о его ограничении принималось до уборки, и никто не предполагал (хотя, прислушавшись к прогнозам РГП “Казгидромет”, могли бы), что ситуация по зерну может так кардинально измениться, став “просто критической”. 

Тем более что импортеры попросту боятся покупать неклассное казахстанское зерно. К слову, о том, что от него может отказаться и Афганистан, наше издание сообщало ранее. 

Тем не менее повторим, что Продкорпорация все равно пообещала покупать пшеницу четвертого и пятого классов, а также неклассное зерно у отечественных аграриев. И вот почему. 

— На рынке есть неклассное зерно, которое по клейковине, натуре и другим показателям соответствует третьему классу, только имеет низкое число падения, его Продкорпорация и будет покупать, — подтвердил в ходе заседания Палаты предпринимателей Костанайской области председатель правления Продкорпорации Асылхан Джувашев. 

Однако, по его словам, “у фермеров также много проросшего и зараженного зерна”. 

— Это зерно птицеводы, животноводы и зарубежные покупатели брать боятся. Но мы сегодня рассматриваем возможность проведения анализов зерновых на микотоксины. А это большой объем — 350 тысяч тонн. Кроме того, мы сейчас оказываем фермерам и нефинансовые меры поддержки — ведем поиск покупателей. На днях обратились к нашим традиционным партнерам — Ирану, Таджикистану, Китаю, Афганистану и Узбекистану. Но они выставляют очень высокие требования по неклассному зерну, — подчеркнул Джувашев и добавил: Совместно с Минсельхозом уже сейчас нужно начать решать все эти системные вопросы”. 

Одним из вариантов решения было бы создание фонда, куда в урожайные годы фермеры могли бы сдавать зерно, а в сложные из него оказывалась бы поддержка. 

— Государство не сможет каждый год закупать зерно в больших объемах. Оно будет помогать, но, с другой стороны, и мы будем оказывать помощь в поиске покупателей неклассного зерна, возможно, беря на себя определенные гарантийные обязательства, — заключил Джувашев. 

Тем не менее глава казахстанского агрохолдинга “Олжа Агро” Алишер Ходжаназаров утверждает, что, несмотря на все эти заявления, Казахстан, постоянно находясь в ситуации низких цен, теряет свои рынки. О чем он и заявил в своих социальных сетях. 

— Мы теряем рынки сбыта. Так, если 10 лет назад импортерами нашей продукции было 65 стран, то сейчас — только 15. Тогда как количество основных стран-импортеров и вовсе можно пересчитать по пальцам. Это Узбекистан, Таджикистан, Иран, Афганистан, Китай. Но и они начали заполняться сегодня российской агропромышленной продукцией. И даже зерновой дефицит Казахстана покрывается импортом из России. Следствие — постоянный переизбыток сырья и низкие цены, когда мы выйдем из них — непонятно, — резюмировал Ходжаназаров. 

Читайте в свежем номере: