Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаАгропром

Хлебный “мусор”

В Казахстане завершается уборочная кампания, что дало возможность Минсельхозу РК планировать определенное количество экспортного зерна, которое в этом году вряд ли сможет достойно конкурировать на мировом рынке. 

— В текущем сезоне Казахстан планирует экспортировать пять миллионов тонн зерна, тогда как раньше в среднем отгрузка была на уровне семи-восьми миллионов, — отметил в ходе недавно прошедшей выставки KazAgro/KazFarm 2023 вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов. 

При этом, по его словам, Минсельхоз не планирует вводить квоты или другие ограничения экспорта, так как в целом объем зерна в стране, включая переходящие запасы, достаточен для обеспечения продовольственной безопасности. 

— Никаких квот не будет. Пока предпосылок для ограничения экспорта нет. Маркетинговый сезон только начинается. Зерна достаточно. Сейчас мы приняли беспрецедентные меры поддержки фермеров. То есть через Продкорпорацию установлена достаточно комфортная для фермеров цена закупа по форвардным контрактам. Для этого было подано ходатайство в Министерство финансов на выделение бюджетных средств, — сообщил вице-министр. Добавив, что “это было сделано с целью стабилизации цен на внутреннем рынке и поддержки пострадавших фермеров, чтобы они могли реализовать свое зерно”. 

Между тем, согласно прогнозам МСХ, в этом году урожай зерна должен составить 15,6 миллиона тонн. Пока, по последним данным, намолочено около 14 миллионов тонн. При этом проросшее зерно, доля которого в общем вале отмечается как довольно высокая, пойдет на фураж. 

— Проросшее зерно для муки не годится. Но как корм оно пригодно. Фуражным фондом в этом году мы будем обеспечены в объеме, превышающем нужды фермеров. Да и на наших традиционных зерновых рынках требования к качеству муки другие, поэтому есть возможность отправлять на экспорт зерно четвертого и пятого классов, а также внеклассную пшеницу как кормовую, — подчеркнул вице-министр. 

С ним согласились и в Союзе полеводов Казахстана. 

— Мы знаем, что спрос на такое зерно может быть, тем более что все наши соседи – из price sensitive рынков, то есть очень чувствительны к ценам. И если мы предложим им товар в два (и более) раза дешевле, чем у других, они его купят. Кондиционная пшеница сейчас стоит 130 тысяч тенге, а другое зерно оценивается в районе 60 тысяч. Его могут приобрести афганские мукомолы – мы все знаем их изобретательность, они пекут национальный хлеб и лепешки из муки, переработанной из такого зерна, прецеденты уже были в 2019 году, когда они такое зерно покупали и что-то “мастерили”. А трейдеры не хотят возиться с зерном такого типа — слишком большой объем и небольшой заработок, — подтвердили в союзе. 

Напомним, когда после трех недель дождей казахстанские фермеры вышли в поля убирать основную часть урожая, они обнаружили массовое прорастание зерна в колосе. По оценкам специалистов, доля проросшего зерна сегодня доходит почти до половины урожая нынешнего года, а это около шести миллионов тонн. И в данном случае его единственное назначение — глубокая переработка. 

Но глубокой переработки зерна в Казахстане нет, а дешевое сырье — это соблазн легких денег. Потому, согласно данным eldala.kz, “некоторые мукомольные предприятия Казахстана начали производство муки из некондиционной пшеницы и принялись поставлять ее для начала в Афганистан”. Выгода очевидна — одна тонна проросшего зерна стоит от 45 до 60 тысяч тенге, тогда как тонна качественного — 120-130 тысяч. 

Первоначально афганцы велись на столь низкую цену суррогата — 260 долларов против 350 за качественную муку, но все чаще покупатели стали возвращаться к продавцам с возмущенными комментариями. Иными словами, вышеописанная проблема с проданной на зарубежные рынки некондиционной мукой заявляет о себе все сильнее. 

— Лепешка уже начинает подгорать снаружи, а внутри все так же остается непропеченный сырой мякиш. Такой продукт использовать в пищу невозможно — только отправить в мусор, — пожаловались афганцы. 

Так что деньги деньгами, вот только сложившаяся ситуация грозит потерей бренда казахстанской муки как премиум-продукта. И репутация, которую мукомолы страны нарабатывали десятилетиями, может быть утрачена в один миг. 

Нам остается только добавить, что мука из проросшего зерна — это не просто испорченные лепешки, она весьма опасна для здоровья человека, поскольку может содержать токсины. 

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: