На сегодняшний день, согласно данным Минсельхоза, в Казахстане зерновые культуры убраны с 14,9 миллиона гектаров, что составляет 86,2 процента от запланированной площади. И при средней урожайности в 9,2 центнера с гектара намолочено 13,6 миллиона тонн зерна.
По данным мониторинга MARS, сильные осадки в конце августа и начале сентября осложнили уборку яровых культур в северных и восточных регионах Казахстана, снизив перспективы урожайности и ухудшив качество зерна, а также сделали невозможным доступ аграриев к полям, поэтому уборка урожая, в частности кукурузы, продолжается.
В то же время, согласно оперативным новостям от акиматов областей республики, прогноз валового сбора зерновых в Казахстане — к слову, многократно корректируемый за все время от начала посевной — сейчас находится на уровне 15,3 миллиона тонн, в том числе пшеницы — 11,2 миллиона тонн.
Комментируя отличающиеся от прошлогодних цифры нынешнего урожайного года, в Минсельхозе заметили, что в текущем году в вегетационный период фермеры столкнулись с рядом проблем — в южных районах была засуха, в северных — проливные дожди, что сказалось как на состоянии посевов, так и на качестве собранного урожая.
Соответственно, на фоне неблагоприятных погодных условий в ряде зерносеющих регионов страны увеличилась в разы и актуальность вопросов продовольственной безопасности. Однако Правительство поспешило заверить, что «объем собранного в РК зерна обеспечит страну и хлебом, и мукой».
— Ожидаемого объема собранного зерна в Казахстане будет достаточно для полного обеспечения страны хлебом и мукой, — подтвердила заместитель Премьер-министра Тамара Дуйсенова в ходе очередного заседания Мажилиса Парламента.
Плюс, по ее словам, уже сегодня ведется работа по выплате компенсации фермерам Жамбылской области, где был объявлен режим ЧС регионального масштаба. Объем выделенных средств составил 3,7 миллиарда тенге. Также для стабилизации цен на пшеницу и исключения серого импорта до 11 апреля 2024 года продлено ограничение на ввоз пшеницы в страну железнодорожным транспортом.
Однако второе утверждение является, по мнению большинства аграриев, довольно спорным. Хотя бы потому, что автомобильный транспорт никто не отменял, и он по своей мобильности может в разы превзойти товарные вагоны КТЖ для перевозки зерна, на которые сегодня в республике спрос превышает предложение.
— Из-за огромных проблем с перевозкой продукции железными дорогами казахстанские трейдеры не могут планировать свою деятельность, да и экспортные контракты под угрозой срыва, — подтвердил председатель правления АО «Атамекен-Агро» Кинталь Исламов. Добавив, что ситуация доходит до абсурда.
— Если в прошлом году логистические трудности были связаны с дефицитом вагонов, в этом КТЖ не согласовывает планы. У нас есть контракт, есть вагоны и контейнеры, и даже загруженные продукцией, но мы не можем отправить их покупателям, все простаивает. У нас какой-то хаос с железнодорожными перевозками, иначе это не назовешь. Мы элементарно не можем планировать свою деятельность, — возмутился он, уточнив, что компания экспортирует большую часть произведенной продукции, поставляя ее преимущественно на традиционные для Казахстана рынки — Узбекистан, Таджикистан, Афганистан.
С другой стороны, доля экспорта казахстанского зерна в страны Средней Азии и Афганистан сегодня составила 72 процента. И, как заявил президент АО «Астық Транс» Санжар Елюбаев, это достаточно критично для казахстанского экспорта, поскольку создает зависимость трейдеров от покупателей. Что касается европейских рынков, то казахстанское зерно имеет там потенциал, однако лишь при условии создания альтернативных маршрутов через Азербайджан и Грузию. В то же время с сентября сократились отгрузки зерна в Китай.
— С Китаем ситуация не очень понятная — то принимают наше зерно, то нет, а если дали сигнал, что могут принять, с нами не согласовывают планы. Вроде бы отличные цены на сельхозпродукцию готовы дать страны ЕС — на пшеницу дурум, чечевицу, лен, но всю прибыль съедает логистика. За предыдущую пару лет ее стоимость увеличилась в разы, причем в направлении как Турции, так и Европы. Кроме того, есть вопрос задержек — если продукция не доедет вовремя, ты платишь штраф или вообще получаешь отказ от контракта, — заключил руководитель АО «Атамекен-Агро».
— КТЖ писало, что в сентябре они перевезли не больше 400 тысяч тонн. Хотя ранее до миллиона в месяц перевозили. Но потребители унаснаюге,азерно—на севере. После этого говорят, что мука выросла в цене. Конечно, вырастет, если зерно стоит на элеваторах. Здесь есть, там нет. Элеваторы работают без выходных. За это зерно мы отвечаем головой, храним по стандартам, — отметил и предприниматель из Костанайской области.
Между тем, по данным мониторинга ИА «АПК-Информ», на текущей неделе на экспортном рынке Казахстана уже отмечалось снижение цен на продовольственную пшеницу. Основная причина — низкая активность торговли на фоне логистических проблем. КТЖ продолжает отклонять дополнительные планы отгрузок. И еще один фактор — спрос со стороны топ-импортеров остается малоактивным на фоне высоких цен. Хотя цены предложения на продовольственную пшеницу третьего класса были озвучены в пределах 320 долларов за тонну, что ниже расценок предыдущей недели.
А тем временем элеваторы зерносеющих регионов Казахстана забились зерном, его отгрузка остановилась, движения нет. Причина все та же — КТЖ не согласовывает планы на отгрузку. Руководители элеваторов говорят, что зерно, которое еще остается на полях, они, скорее всего, принять уже не смогут. Инфраструктура не справляется с объемами. Тем более что большинство элеваторов с большим переходящим остатком прошлогоднего зерна.
— Поставки пшеницы с севера на юг страны почти прекратились. Получается, что на юге мука дорогая, а на севере элеваторы переполнены зерном. И вообще, на сегодня ситуация с зерном в стране плачевная. Из-за проливных дождей снизились темпы уборки, большой объем проросшего зерна. Также скопилось много влажного зерна, которое нужно подсушить. Однако инфраструктура не готова покрыть такой объем. По технологии зерно необходимо подсушить, дать около недели отлежаться и только потом отправить на хранение, — сетуют в НПП «Атамекен».
Остается добавить, что аналитики USDA в октябрьском отчете провели значительную понижательную корректировку производства пшеницы в Казахстане в 2023/24 маркетинговом году. Их оценка упала до 13 миллионов тонн по сравнению с предполагаемыми 15 миллионами в сентябре, и это также уступило результату 2022/23 маркетингового года, который был на уровне 16,4 миллиона тонн.