Летний сезон связан не только с отдыхом и негой, но и с заготовками на зиму. Прежде всего речь о варенье, а для его приготовления необходим сахар. По традиции в этот период возникает повышенный спрос на данную продукцию и ценник не успевают переписывать. С прогнозами на предстоящее лето разбиралось «НП».
Не выпускать
С мая текущего года Российская Федерация ограничила экспорт сахара, в том числе и в Казахстан. Запрет продлится до 31 августа. Для стран-участниц Евразийского экономического союза, согласно постановлению, предусмотрен ряд исключений, то есть для них поставки сахара будут возможны в определенных объемах. И лидер здесь Казахстан — 120 тысяч тонн, что значительно больше, чем остальным странам. Для сравнения, в Беларусь — только 5 тысяч тонн, Армению — 28 тысяч, Кыргызстан — 28,5 тысячи. Россия была и остается основным поставщиком этой продукции в Казахстан. По итогам 2023 года, на нее пришлось 66 процентов из ввезенных 438 тысяч тонн сахара и сахарозы. Планируемого объема должно хватить при условии, что в большинстве семей есть какой-то резерв.
Эксперты отмечают, что в Казахстане сохраняется высокая зависимость от импорта сахара. Все помнят и резкий дефицит, и рост цен в 2022 году, когда Россия ввела запрет на экспорт сахара. Впрочем, нет худа без добра, та ситуация вынудила принять Комплексный план развития сахарной отрасли на 2022-2026 годы, который предусматривает увеличение производства сахарной свеклы до 1 800 000 тонн в год. По планам Минсельхоза, к 2028 году по сравнению с 2022-м обеспеченность внутреннего рынка сахаром, произведенным из отечественного сырья, должна повыситься с 6 до 80 процентов. Бумага, конечно, все стерпит, но вот насколько эта цифра близка к реальности, вопрос.
Сахарозависимые
По данным Бюро нацстатистики, в 2023 году в Казахстане было произведено 278 064 тонн сахара, что на 19,1 процента ниже, чем в 2022 году. По мнению президента Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиевой, причина лежит на поверхности — наплыв на местный рынок более дешевого российского сахара. Кто будет вкладываться в убыточный бизнес? Если, конечно, государство не примет меры поддержки в виде запрета на ввоз. По примеру той же России. Пока ограничен лишь экспорт до конца лета. Судя по всему, Правительство видит решение проблемы не в развитии собственной отрасли, а в увеличении квоты на поставку российского сахара до конца года еще на 100 тысяч тонн. В ближайшее время казахстанская сторона планирует провести такие переговоры, сообщили в Правительстве. В настоящее время баланс запасов сахара на складах и объема импорта в Казахстан составляет около 256 тысяч тонн, что является половиной годовой потребности страны (500-550 тысяч тонн).
«Запасы сахара и тростникового сырца на складах сегодня составляют 136 тысяч тонн. Вместе с квотой на ввоз российского сахара в размере 120 тысяч тонн до 31 августа 2024 года это около 256 тысяч тонн. Кроме того, у Казахстана есть квота на беспошлинный ввоз 300 тысяч тонн тростникового сырца для переработки до конца 2024 года», — сообщил заместитель министра сельского хозяйства Ербол Тасжуреков на заседании межведомственной комиссии.
В среднем в месяц объем потребления сахара в Казахстане составляет 46 тысяч тонн, летом доходит до 60 тысяч тонн. По данным Минсельхоза, в 2024 году Казахстан намерен удвоить площади посевов сахарной свеклы, увеличив их на 13,3 тысячи — до 26,3 тысячи гектаров.
Сколько свеклы ни сей, заводы не справятся
Еще в феврале текущего года тема производства сахара обсуждалась на уровне Правительства. Как отметил вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов, в последние два года сахарной отрасли были оказаны беспрецедентные меры поддержки со стороны государства. В частности, для фермеров в 2023 году увеличены нормативы субсидирования семян сахарной свеклы и за объемы сданной свеклы на переработку (с 15 до 25 тенге за килограмм). Заводы подняли закупочные цены на свеклу с 10 до 15 тенге, общая стоимость тонны сахарной свеклы составила 40 тысяч тенге, что по рентабельности сопоставимо с маржинальными культурами. Кроме того, увеличен норматив инвестсубсидий с 25 до 50 процентов на основные виды сельхозтехники, в том числе свеклоуборочные комбайны, сеялки и ботворезы. Без внимания не остались и заводы: с 1 января 2023 года продлен срок действия 70-процентной льготы по НДС для производителей сахара. Освобожден от уплаты НДС импорт тростникового сырца. Выделен 1,4 миллиарда тенге из резерва Правительства на развитие отрасли в области Жетысу. До конца года продлен срок действия квоты на беспошлинный ввоз тростникового сырца из третьих стран в объеме 300 тысяч тенге. Но все эти меры не решают проблемы модернизации мощностей. Либо этих льгот реально недостаточно, либо владельцы заводов попросту не заморачиваются. Так что даже при увеличении посевных площадей под сахарную свеклу объем производства сахара вряд ли увеличится.
По данным Айжан Наурзгалиевой, отечественные сахарные заводы слишком старые.
Чем располагаем
Согласно анализу Агентства по защите и развитию конкуренции, сделанному летом прошлого года (вряд ли он устарел), сахар отечественного производства неконкурентоспособен по сравнению с российским и белорусским сахаром, произведенным из сахарной свеклы.
«Также наблюдается низкое качество свекловичного производства в связи с отсутствием поливочной воды, оборотных средств у производителей-переработчиков, неполной загрузкой производственных мощностей, высокой себестоимостью производства из сахарной свеклы и импортного сахара-сырца», — говорится в анализе.
Меркенский сахарный завод
Согласно информации eldala.kz оценочная годовая выручка Меркенского сахарного завода составляет 1,7 миллиарда тенге. Завод был построен в 1934 году, а с началом войны из Украины было эвакуировано сахарное производство с базированием в Меркенском районе. С тех пор завод претерпел несколько реконструкций. Так, в 2009 году завод стал филиалом Центроазиатской сахарной корпорации, куда вошло еще пять заводов: Таразский, Бурундайский, Есельдинский, Коксуский и Алакольский. В 2015 году в рамках госпрограммы поддержки свекловодческой отрасли корпорация начала полную реконструкцию, разбитую на два этапа. На первом — корпорация инвестировала 480 миллионов тенге. И если в 2015 году завод принял на переработку более 16 тысяч тонн сахарной свеклы, то через год — уже 145 тысяч тонн. На втором этапе реконструкции было инвестировано 1,2 миллиарда тенге. А в 2018 году завод был перерегистрирован в ТОО.
ТОО “ANB SAUDA”, ранее тоо “Таразский сахарный завод”
Здесь производятся рафинированный сахар (сахар высокой очистки) и сахарная продукция в ассортименте. Предприятие создано в 2018 году. Производственная мощность переработки сахарасырца — 850 тонн в сутки.
Согласно данным экспертов, если в 2022 году на фоне высоких цен на сахар ТОО «ANB SAUDA» и ТОО «Коксуский сахарный завод» занимали в ТОП-30 сельскохозяйственных компаний и производителей продуктов питания Казахстана третье и пятое места соответственно, то в 2023 году эти компании оказались лишь на 17-м и 27-м местах, что является самым большим регрессом среди топ-30. Налоговые отчисления этих компаний в 2023 году упали на 69 и 73 процента соответственно.
Аксуский сахарный завод “Аксукант”
По данным eldala.kz, это единственный сахарный завод в стране, имеющий собственную сырьевую базу: выращивает сахарную свеклу, пшеницу, люцерну. Предприятие было основано в 1967 году. В активах более пяти тысяч гектаров. Производственная мощность завода — 450 тысяч тонн переработки сахарной свеклы за сезон с выпуском 65 тысяч тонн сахара. В 2020 году после ввода в эксплуатацию сырцовой схемы завод готов к производству сахара из сырца с производительностью до 200 тысяч тонн сахара в год.
Коксуский сахарный завод
Предприятие образовано в 1932 году. Здесь занимаются переработкой сахарной свеклы и сахарного тростника. Если в 2016 году производственная мощность предприятия составляла 1,6 тысячи тонн в сутки, то уже через год после модернизации — до 2,2 тысячи тонн. В 2023 году завод переработал 50 тысяч тонн сахарного тростника и 284 тысячи тонн сахарной свеклы. За три года на модернизацию завода инвесторами направлено 3,5 миллиарда тенге.
Было в стране еще три сахарных завода — Ескельдинский, Алакольский и Бурундайский. Судя по отчетам, размещенным на сайте statsnet, информация о последнем предприятии датируется 2020 годом. Во всяком случае, то, что касается налоговых отчислений. Что касается Алакольского, два последних года у него отрицательное сальдо. Для его восстановления необходимо до 24 миллиардов тенге — цифра на 2022 год. Вряд ли найдется инвестор, готовый вложить такие деньги при растущей квоте на российский сахар.
Что в “сладком” остатке
Сахар на прилавках пока есть. Цена его меняется. Согласно анализу данных статистики РК Казахстана, оптовая цена сахара от производителей (без акцизов и НДС) в апреле 2024 года выросла на 1,54 процента и составила 331 268 тенге за тон
Импорт сахара без учета тростникового вырос с 272 до 303 тысяч тонн. Почти весь твердый сахар поступает из России. Значительный объем тростникового сахара завозится из Бразилии. В октябре прошлого года фермеры Жетысуской области обратились к Президенту Казахстана с письмом, в котором рассказали о сложившейся ситуации в сахарной отрасли, обвиняя переработчиков в неоправданной любви к Бразилии, несмотря на то, что их сырье в три раза дороже казахстанского. И пока будет существовать дискриминация заводов по отношению к местным производителям, Казахстан будет сахарозависим. Опять же не нашлось следов реализации комплексного плана, кроме упоминания об увеличении площадей под свеклу. Все, как обычно: пока петух вновь не клюнет...