В агропромышленном секторе Казахстана предостаточно сырья для переработки, однако заводы загружены лишь на 32 процента. Об этом в своем депутатском запросе сообщил сенатор Султан Дюсембинов. Тогда как его коллега, сенатор Сакен Арубаев, говорит о недостатке перерабатывающих мощностей.
Так, Дюсембинов отмечает, что «за последние два года сумма субсидий для аграрной отрасли превысила 929 миллиардов тенге, вот только реального прорыва в этой сфере не произошло. По-прежнему доля сельского хозяйства в экономике РК остается ниже пяти процентов, а экспорт агропромышленной продукции продолжает снижаться».
— Особенно остро стоит вопрос экспорта зерновых и масличных культур, который за последние 10 лет сократился с 63 до 44 стран. При этом в 2018 году Казахстан экспортировал более 10 миллионов тонн продукции растениеводства, но к настоящему времени этот объем снизился до четырех миллионов тонн. Считаю, что политика экспорта сырья требует пересмотра, — отметил Дюсембинов.
Более того, по его словам, несмотря на введение экспортных пошлин, значительные объемы семян подсолнечника продолжают вывозить за границу вместо переработки внутри страны. Хотя за последние три года посевные площади подсолнечника увеличились на 40 процентов, а общий сбор превысил один миллион тонн при перерабатывающих мощностях заводов в 3,3 миллиона тонн.
— Казахстан имеет значительный потенциал как на внутреннем, так и на внешнем рынках, особенно в Центральной Азии, где дефицит масличных культур из-за неблагоприятных климатических условий ограничивает производство. Но в настоящее время наблюдается парадоксальная ситуация: в республике производится достаточное количество сырья, есть мощности для его переработки, однако загруженность заводов составляет всего 32 процента, — подчеркнул сенатор.
А значит, необходимы защитные меры, обеспечивающие максимальный рост объемов производства переработанной продукции из масличных культур. Развитию отрасли препятствуют также проблемы с тормозящей, разрушительной логистикой — это износ железнодорожной инфраструктуры, крытых вагонов и цистерн.
С другой стороны, зависимость Казахстана от импорта сахара, которая также беспокоит сенаторов, так как развитие производства сахара, по их мнению, является одним из приоритетных направлений обеспечения продовольственной безопасности республики. Но тут есть проблемы, которые заключаются в первую очередь не в отсутствии сырья, а, напротив, в недостаточной переработке той же сахарной свеклы. Об этом в своем депутатском запросе сообщает сенатор Сакен Арубаев, указывая на то, что «сегодня ключевой задачей является снижение импортозависимости и поддержка индустрии сахарной свеклы, как стратегической отрасли сельского хозяйства».
Однако в сфере производства сахара сохраняются проблемы, такие как устаревшие технологии, климатические изменения и зависимость от импорта. Да, государственная поддержка, по словам сенатора, включая увеличение субсидий на сахарную свеклу, поспособствовала росту посевных площадей — с 13,4 тысячи гектаров до 25,2 тысячи, что дало возможность увеличить валовой сбор до 1,2 миллиона тонн. Тем не менее проблемы с переработкой сахара остаются актуальными, поскольку велик риск того, что существующие заводы не смогут переработать всю произведенную аграриями свеклу. Например, согласно данным акиматов Жамбылской области и Жетысу, в этом году валовой сбор сахарной свеклы ожидается на уровне 1,2 миллиона тонн. Меркенский сахарный завод в Жамбылской области должен перерабатывать 450 тысяч тонн продукции, но из-за устаревшего оборудования мощность завода фактически не превышает 300 тысяч тонн. В то же время Таразский сахарный завод не имеет оборудования для переработки сахарной свеклы, а занимается только переработкой сахарного тростника.
— Вопрос в том, сможет ли Аксуский сахарный завод в полной мере освоить 560 тысяч тонн продукции, собираемой в Жетысуской области. Это означает, что сахарные заводы в нашей стране не имеют достаточного потенциала для переработки ожидаемой продукции в этом году. Если учесть мощность существующих в стране заводов, которые могут перерабатывать 870 тысяч тонн сахарной свеклы в год, то у крестьян возникает закономерный вопрос, где они будут реализовывать оставшиеся почти 300 тысяч тонн сахарной свеклы, — размышляет Сакен Арубаев.
При этом он подчеркнул, что «даже если полностью переработать всю выращенную сахарную свеклу, получится лишь 120 тысяч тонн сахара, тогда как годовая потребность страны составляет 550 тысяч тонн, что делает Казахстан зависимым от импортного сахара».
Может быть, Правительству стоит принять более действенные меры по привлечению инвестиций для расширения мощностей перерабатывающих заводов? А также поспособствовать строительству новых предприятий в ключевых регионах, улучшить инфраструктуру для переработки сахарной свеклы, снизить транспортные затраты и подумать над строительством складов для хранения сахарной свеклы. Чтобы все-таки снизить потери урожая, а главное — повысить эффективность переработки.
Фото Талгата Галимова