Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураТеатр

Театральные педагоги — это особая категория

В праздник День учителя мы с благодарностью вспоминаем педагогов, которые не только дали нам знания, но и помогли найти свой путь в жизни, и оказали глубокое влияние на окружающий мир. Среди таких Учителей — выдающийся театральный деятель, основательница Театра для детей и юношества Наталия Ильинична Сац.

11. КП 336374-8. Фотография Н.И. Сац. Фотограф - Б.Д. Фабисович. 1920-е гг._1.jpg

Наталия Сац первой в мире открыла для юных зрителей двери волшебного театрального мира. Она основала шесть театров для детей и юношества, самые известные из которых работают и сегодня. Российский академический молодежный театр и Детский музыкальный театр имени Наталии Сац в Москве, а также Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац и Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Мусрепова в Алматы продолжают нести ее творческие идеи и принципы, определяя педагогическую функцию театра как одну из важных. 

В 1945 году в Театре для детей и юношества в Алма-Ате Наталия Ильинична открыла детскую театральную студию. Она впервые ввела в театре должность театрального педагога. Под ее руководством был создан специальный педагогический отдел, сотрудники которого проводили конкурсы, викторины, творческие игры, занятия и рассказывали детям о театре, организовывали живое обсуждение спектаклей.

Помимо своей деятельности в театре, Наталия Ильинична с 1981 года преподавала в ГИТИСе, а в 1984-м стала профессором, защитив диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения. Как педагог она глубоко верила в важность эстетического воспитания молодого поколения и многократно повторяла, что воспитывать детей надо без дидактизма, а весело и увлекательно, вдохновляя их примером и собственной страстью к искусству. И эта идея стала ее педагогическим и творческим кредо.

Н. Сац театру.jpg

За всю историю Театра для детей и юношества Казахстана немало известных режиссеров и педагогов внесли свой вклад в воспитание юных зрителей, а также дали путевку в жизнь и профессию многим успешным актерам, чьи имена сегодня широко известны. Мы с теплотой вспоминаем наставников, среди которых особое место занимает Борис Николаевич Преображенский — заслуженный деятель искусств РФ и Казахстана, кавалер французского ордена «За заслуги в области искусства и литературы». Преображенский, возглавлявший алматинский ТЮЗ в 1986-2005 годы, оставил глубокий след в истории казахстанского театра и театрального искусства в целом.

Ученик великого режиссера Георгия Товстоногова, он поставил более ста спектаклей, среди которых такие классические произведения, как «Гамлет» Шекспира, «Тартюф» Мольера, «Доктор Живаго» по роману Пастернака и многие другие. В 90-е годы он создал «Новую сцену» на алматинском Арбате, ставшую центром театральной жизни города, где воплощались самые смелые и новаторские идеи. 

Борис Преображенский.jpg
Борис Преображенский

Его многочисленные ученики вспоминают режиссера как многогранного мастера и педагога. Среди них Татьяна Костюченко — кавалер ордена «Құрмет», одна из ведущих актрис театра, которая сегодня сама передает свой профессиональный опыт студентам института культуры. «Борис Николаевич Преображенский был моим учителем и наставником. Его имя золотыми буквами вписано в историю не только казахстанского, но и мирового театрального искусства. Как педагог он был требовательным и строгим, использовал метод кнута и пряника. Он часто кричал на нас во время репетиций, но это всегда было с любовью, чтобы мы достигли нужного результата. Мы его боялись, но его похвала была высшей наградой. Стоило ему войти в репетиционный зал, как у нас уже тряслись поджилки, а чтобы опоздать на репетицию или не прийти вовсе…  Об этом не могло быть даже речи. Но когда он нас хвалил, неизменно говорил свою коронную фразу: «Ну, конечно. Сразу видно, у кого ты училась». И ради этого стоило жить. 

Мы очень дорожили его похвалой, ведь быть учеником Преображенского — это своеобразный знак качества. Сейчас мне очень не хватает его потрясающего чувства юмора. Расскажу про один случай. Когда я была его студенткой, мы делали какой-то этюд, и я там должна была плакать, но, поскольку слез не было, так как я была еще совсем неопытной и как заплакать не знала, то сделала вид, что плачу, и стала тереть глаза руками, на что вдруг услышала: «Костюченко, ты чего держишься за глаз, он у тебя что, выпадает?».  С тех пор, если я плачу, то плачу по-настоящему и руками глаза не трогаю, потому что сразу вспоминаю его фразу. Я счастлива, что у меня был такой Мастер — строгий, веселый, с прекрасным чувством юмора и очень неравнодушный к проблемам своих студентов, которым очень много помогал, что очень важно для настоящего Учителя», — говорит она.

Крылов в работе (7).jpg
Владимир Крылов

Одним из ярких последователей традиций, заложенных Наталией Ильничной Сац, а после — Борисом Николаевичем Преображенским, стал главный режиссер театра, актер и педагог, кавалер ордена «Құрмет» Владимир Викторович Крылов. Под началом великого Мастера он начинал свою актерскую карьеру, а впоследствии благодаря поддержке и вдохновению Преображенского сделал первые шаги в режиссуре, продолжая развивать идеи, заложенные его учителем. За время служения театру он сыграл более 70 ролей и поставил множество спектаклей. 

В 2017 году для пополнения труппы театра молодыми кадрами Казахской национальной академией искусств имени Жургенова и колледжем при академии был осуществлен набор студентов, преподавателями которых стали ведущие артисты театра и режиссер Владимир Крылов.

Со словами благодарности рассказывает о нем актер театра Жанибек Багыбаев: «Владимир Викторович Крылов занимает особое место в моем сердце и в моей жизни. Он всегда был рядом, всегда нам помогал и помогает до сих пор. Во время учебы он часто давал нам дельные советы и морально поддерживал каждого из нас, особенно когда учебный процесс шел тяжело. В сложный период становления, когда после школы приходилось сепарироваться от родителей, «ломать» себя и принимать решения самостоятельно, Владимир Викторович всегда был рядом и всегда был честен с нами. Это очень ценное качество для учителя, педагога и человека — быть честным со своими учениками. Он всегда говорил нам правду, не давая ложных надежд, оттого его похвала всегда была очень ценной для всех нас. Я его очень сильно люблю и желаю ему здоровья и творческих успехов. С Днем учителя, Владимир Викторович!»

8 КП 330532-107. ДТФ 3604. Фотография. Сац Н.И. с детьми. Московский государственный театр для детей. 1931 г._1.JPG

Преподавательская деятельность всегда была и остается важнейшей частью работы Театра для детей и юношества. Работа с подрастающим поколением — это вклад в будущее театрального искусства. Педагогический отдел театра, как и при Наталии Сац, проводит театральные уроки, конкурсы, экскурсии, беседы и творческие встречи со школьниками и молодежью.  Важным шагом в педагогике стало создание детской театральной студии Sats ComUnity, где юным артистам освоить актерское мастерство и развить важные сценические качества помогают опытные педагоги, признанные профессионалы театрального искусства: заслуженный деятель Казахстана, дипломант специального приза «Үздік балалар спектаклі» (первая национальная премия UMAI в области искусства), актер и режиссер постановок театра и детской театральной студии Евгений Дубовик; Ирина Арнаутова — актриса, ведущий мастер сцены, помогает раскрыть потенциал детей в сценической речи и ставит с ними спектакли; ведущий артист театра, педагог по сценическому движению Александр Русинович; опытные актрисы театра Ирина Шитова и Фатима Сагимбекова; педагог по вокалу студии Марина Воронова и хореограф Айя Идегеева играют важную роль в развитии детей и вносят значительный вклад в воспитание юных талантов.

С момента основания в 2020 году студия Sats ComUnity обучила более 100 детей в возрасте от семи до 17 лет, которые уже поставили 12 спектаклей и получили 28 наград на различных международных и республиканских конкурсах. Вдохновленные примером Наталии Сац и под руководством опытных наставников, дети учатся быть актерами и настоящими мастерами сцены. 

Мы верим, что каждый ученик студии, независимо от того станет ли он профессиональным актером или выберет другой путь, навсегда сохранит в своем сердце любовь к театру. 

Благодаря педагогической деятельности театр становится не только источником искусства, но и школой жизни, где закладываются фундаментальные ценности и формируются личностные качества.

Дорогие учителя, педагоги! В этот замечательный праздник желаем вам неиссякаемого вдохновения и безграничной любви к своему делу! Пусть ваш творческий огонь зажигает в учениках стремление к новым открытиям и смелым мечтам, как это делала Наталия Ильинична Сац, верившая в то, что увлеченные люди способны изменить мир к лучшему. С Днем учителя! 

Татьяна Карамышева

Читайте в свежем номере: