Какие из стран мира вы считаете союзниками, а какие — противниками своего государства? Этот и сопутствующие вопросы задал 32 000 граждан в 25 странах американский Исследовательский центр Пью (Pew Research Center), опубликовавший результаты и комментарии опроса на своем сайте в текущем июле.
Опрос проходил анонимно в интернете и в очных собеседованиях в десяти европейских, пяти азиатских, трех африканских, трех североамериканских и двух южноамериканских странах, а также в Австралии и Израиле в январе — апреле текущего года. То есть на всех материках до обострения индо-пакистанского и ирано-израильского конфликтов и первых с 1979 года ракетно-бомбовых ударов США по территории Ирана. Среди крупных по территории и населению регионов и стран опрос не проводился в новых независимых государствах (ННГ, постсоветское пространство), Иране, Китае, Малайзии, Пакистане и на Филлипинах.
За редким исключением во всех 25 странах респонденты чаще всего называли — как союзниками, так и противниками — трио в составе Китая, России и США. Среди таких исключений оценка респондентов в Израиле его главным врагом Ирана, в Южной Корее — КНДР, в Греции — Турции, а в Кении — Сомали.
То, откуда опрошенные лица усматривают угрозу, часто определяется государственной внешней политикой. Например, респонденты восьми из десяти европейских стран главной угрозой для своих государств считают Россию — именно ее Евросоюз усиленно представляет главным виновником всех бед во всем мире. Больше всего подвержены этому стереотипу жители Польши (81 процент опрошенных), Швеции (77 процентов), Германии (59 процентов) и Нидерландов (57 процентов). В Испании равные доли респондентов считают одинаковыми угрозами как Россию, так и США. В Греции большинство опрошенных (74 процента) назвало главным врагом Турцию, а Россию в этом же качестве видят лишь три процента.
Китай считают главной угрозой прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Об этом свидетельствуют данные Pew Research Center по Японии (53 процента опрошенных лиц) и Австралии (52 процента). В Индии, Индонезии и Южной Корее Китай оценили противником значительно меньше половины респондентов. Также меньше половины опрошенных (42 процента) посчитали Китай главным врагом в США, где Россию сочла таковым лишь четверть респондентов.
Pew Research Center уточняет, что результаты опроса в США отличаются в зависимости от того, кого спрашивали — приверженцев Демократической или Республиканской партии. Если первые в основном называли врагом Россию (39 процентов), то вторые — Китай (58 процентов). Такой расклад отражает отношения России, Китая и США в последние годы. Предыдущий президент-демократ Джо Байден однозначно осуждал российскую СВО на Украине и активизировал ей военные поставки. Действующий глава США Дональд Трамп анонсировал курс на сближение с Россией, но начал тарифно-торговую войну с Китаем.
Лишь в одной паре стран опрос зафиксировал почти полное совпадение декларируемой ими государственной политики по отношению друг к другу с мнением населения. Это Израиль и США, где по 95 процентов опрошенных лиц считают свои страны союзниками. Причины очевидны: тесное сотрудничество и неизменная американская господдержка Израиля с момента его образования в 1948 году, а также влиятельность многочисленной еврейской диаспоры в США. Об этом Pew Research Center деликатно умалчивает.
Кроме Израиля в первой тройке стран, где Америку назвало союзником абсолютное большинство респондентов, Южная Корея (89 процентов) и Япония (78 процентов). Значительно меньше благоприятных для США оценок в их близком окружении и в Европе. Даже в Великобритании, которая официально считается наиболее дружественным государством США, их назвал главным союзником лишь 51 процент опрошенных лиц.
Не союзником, а противником назвало Штаты большинство респондентов в Мексике (68 процентов) и Канаде (59 процентов — втрое больше, чем в аналогичном опросе 2019 года). Причины тоже понятны: массовая высылка из США нелегальных мигрантов, проникавших из Мексики, и обещания Дональда Трампа превратить Канаду в 51-й американский штат.
С момента своего рождения в 2003 году Pew Research Center неустанно называет себя не только некоммерческим, но и аполитичным исследовательским центром. Но это вряд ли. Уши ангажированности со вполне определенными силами в США и в целом на Западе торчат и в представлении очередного пью-опроса о союзниках и противниках.
Например, по меньшей мере недоумение вызывает однозначное разделение в опросе безопасности на экономическую и национальную. Ежу понятно, что национальная безопасность государства — весь ее комплекс, включая продовольственную, информационную, санитарную и остальные, коих набирается около десятка. Экономическая безопасность — одно из важнейших звеньев нацбезопасности, без которых ее в целом обеспечить практически невозможно.
Так зачем водораздел между экономической и национальной безопасностью? А вот зачем. Сравним две цитаты из комментария Pew Research Center к своему опросу.
Первая: «Те, кто говорит, что США представляют собой самую большую угрозу для их страны, как правило, с большей вероятностью рассматривают это как экономическую угрозу, а не как проблему национальной безопасности». Точно так же Пью-центр интерпретирует Китай для США и других стран преимущественно экономической угрозой.
Цитата вторая: «Среди тех, кто говорит, что Россия является самой большой угрозой для их страны, больше считают, что она угрожает их национальной безопасности, а не экономике».
Чувствуете разницу? Если США и Китай в изложении Пью-центра представляют угрозу «лишь» эконономической, то Россия — всей национальности безопасности стран, где проводился опрос! С одной стороны, в интерпретации Pew Research Center вопиющий алогизм (как можно угрожать экономической безопасности, не представляя угрозы безопасности национальной?!). С другой — налицо попытка авторов опроса, хотя и ущербная, представить Россию гораздо большей угрозой, чем США.
Не выдерживает критики и то, что в комментарии опроса Pew Research Center то и дело мелькают формулировки вроде «возрастающую угрозу для мира представляет Россия». Господа-товарищи, 25 стран, где проводился опрос, — это всего-навсего 12,5 процента государств мира. Налицо и трусливость Пью-центра, не рискнувшего задать свои вопросы в ННГ, Иране, Китае и других многомиллионных государствах Евразии.
Справка «НП»
Исследовательский центр Пью (Pew Research Center) — американская организация, созданная в 2003 году в Вашингтоне как некоммерческая дочерняя компания семи благотворительных фондов США. Их открыли в 1940 — 1970 годах в Филадельфии и других городах родные братья и сестры Джеймс, Джозеф, Мэйбл и Мэри Пью. Они унаследовали приверженность к благотворительности от родителей — Мэри и Джозефа Пью, одного из первых американских нефтепромышленников и филантропов. Сфера интересов Pew Research Center — социальные проблемы, общественное мнение, демографические тенденции. Координирует деятельность фондов и центров Пью управляющая компания Pew Charitable Trusts.