Групповая экспозиция известных шымкентских художников открылась в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева в Алматы. Выставка «Цветной дождь», исполненная солнечных красок и атмосферы праздника, собрала работы Насыра Рустемова, Араншы Шаржанова, Султана Иляева, Абдуахата Муратбая и Мухтара Бекенова. Выполненные в постмодернистском стиле, они органично связывают воедино современное художественное видение и элементы традиционного казахского декоративно-прикладного искусства.
Экспозиция открылась 8 ноября. В ее пространство вошло более 50 произведений.
Графика Насыра Рустемова, включая произведения «Озаренные луной», «Близнецы», «Ночь», «Семья» и другие, выполнена в контрастной черно-белой палитре. Автор мастерски использует светотеневые рефлексы, акцентируя детали силуэтов и пытаясь передать глубину внутреннего мира личности. Художник стремится отыскать гармонию между традиционными и новыми формами авангардных направлений. Крошечные мазки на черном фоне, аккуратные изогнутые линии вырисовывают лица и в полную силу разворачивают сюжетные сцены. Также нужно отметить, что Рустемов как скульптор создал памятники в крупных городах страны.
Поистине уникальна игра красок Араншы Шаржанова в композициях «Осень», «У родника», «Подруги». Персонажи его полотен живут в мире без суеты и забот, что находит отражение в цветовой палитре произведений. Он добивается удивительного сочетания научно-этнографического подхода и ностальгических размышлений о жизни народа, когда-то свободного от современных цивилизационных влияний. В пейзажах художника раскрываются тонкие нюансы и эпические панорамы, типичные для Южного Казахстана. Он чувствует атмосферу гор, снежных бурь и утренней зари. Благодаря своей глубокой внутренней культуре Шаржанов избегает соблазна повторений и создания банальных сцен.
Основными элементами произведений Султана Ильяева — «Рождение дня», «Белая гора», «Волна», «Дом предков» — являются мотивы казахского декоративно-прикладного искусства, изображение членов семьи и животных. Художник вводит в пространство время, которое становится началом вечности, и погружает в неизведанный духовный мир. Он сосредотачивает внимание на значении этих элементов и предлагает новые идеи, совершенствуя символы, которые раскрывают определенные коды. Особое внимание Ильяев уделяет проблеме нравственных ценностей, выраженных через художественный синтез. Формы его композиций, состоящие из символов и знаков, выполнены в декоративных ярких красках и чередуются с пластическими формами.
В полотнах Абдуахата Муратбая, таких как «В старом селе», «Золотая лодка», «Айтыс», «Жертвоприношение», казахские национальные образы изображены с использованием комбинированной техники в сочетании с модернизмом. В его творчестве нашлось место элементам национальной философии, скрытым в символах и деталях, а также декоративности, проявляющейся через пластичность сложных форм. Поверхности холстов напоминают гобелены ручной работы. Художник находит бесконечное разнообразие стилистических решений, что побуждает зрителя следовать за игрой его воображения.
Творения Мухтара Бекенова, например «Корабль», «Афросиаб», «Келте Машат», «Аристотель и Аль-Фараби», поднимают вопросы древнетюркских поселений и забытых духовных культур. Обращение к достижениям древних цивилизаций и внимание к национальным корням определяют его художественный стиль. Мастер трансформирует свои работы от реалистичных изображений до декоративных абстрактных форм. В его произведениях поэтические размышления гармонично сливаются с философским содержанием.
Выставка «Цветной дождь» ждет зрителей в ГМИ РК до 28 ноября 2024 года.
Фото Талгата Галимова