Государственные органы, Национальный банк, финансовые организации продолжают активно информировать население о новых схемах мошенничества, стремясь повысить финансовую грамотность и защитить граждан от обмана. В то же время финансовый аналитик Расул Рысмамбетов убежден: бороться с мошенниками не только нужно, но и возможно. По его словам, есть эффективный способ противостоять аферистам.
О хитростях и уловках
В информационном пространстве страны все чаще звучат тревожные истории о фактах мошенничества. Однако статистика просмотров этих публикаций говорит об обратном — интерес граждан к подобным материалам постепенно угасает. На наш взгляд, это тревожный сигнал: ведь равнодушие к таким историям лишь играет на руку аферистам…
Тем не менее Национальный банк в июле выступил с очередным предупреждением: зафиксирован рост случаев цифрового мошенничества, на этот раз с участием детей и подростков. Как заявили в ведомстве, злоумышленники активно используют методы социальной инженерии и представляются знакомыми, сотрудниками государственных органов или различных организаций для получения доступа к личной и финансовой информации. Наиболее распространенными способами остаются фишинг и спуфинг — рассылка ссылок на поддельные сайты и приложения с целью кражи паролей, данных банковских карт и другой конфиденциальной информации. Дополнительную угрозу также представляют виртуальные знакомые, нацеленные на хищение данных, получение выгоды или распространение вредоносного контента.
Для минимизации подобных рисков регулятор настоятельно рекомендует родителям и педагогам обучать детей кибергигиене и правилам безопасного поведения в интернете. По мнению Нацбанка, важно объяснять необходимость защиты своих личных и персональных данных. Родителям на мобильных устройствах детей и подростков регулятор рекомендует использовать функцию «родительский контроль», антивирусные программы и безопасные режимы браузеров, контролировать онлайн-покупки и финансовые действия детей, помогать устанавливать надежные пароли и настраивать двухфакторную аутентификацию.
Подросткам, по мнению Нацбанка, стоит напоминать и о том, что не следует вступать в переписку с незнакомыми людьми, отправлять личные данные и фотографии посторонним, совершать онлайн-покупки без одобрения родителей, а также нужно использовать только официальные сайты и приложения.
В свою очередь в Министерстве внутренних дел обратились к казахстанцам с напоминанием о том, как защитить себя от интернет-мошенников. Особенно уязвимыми, по данным МВД, остаются пожилые люди и молодежь, активно использующие цифровые сервисы без должной осторожности.
«Сегодня обман может поджидать буквально в каждом устройстве с выходом в интернет. Только за июнь в стране зарегистрировано около 2000 интернет-мошенничеств. Чтобы обезопасить себя, важно знать схемы, на которые чаще всего попадаются казахстанцы», — сообщил начальник департамента по противодействию киберпреступности МВД Жандос Суйинбай.
По данным полиции, злоумышленники чаще всего публикуют фальшивые объявления о продаже уцененных товаров; представляются операторами сотовой связи, сотрудниками банков, правоохранительных органов, медицинских учреждений, коммунальных служб и служб доставки; под разными предлогами, включая угрозы об уголовном преследовании, просят перевести деньги на так называемые безопасные счета; предлагают вложения в инвестиционные проекты с гарантированной прибылью; выдают себя за юристов, обещая вернуть деньги, украденные другими мошенниками; обращаются за деньгами якобы от имени родственников, друзей или родителей больного ребенка, взламывая мессенджеры; размещают объявления о работе за рубежом, просят предоплату за оформление документов, страховку, визу; предлагают аренду дач и коттеджей по заниженной цене, отказываясь показывать жилье лично и заключать договор; публикуют посты якобы от имени родителей больного ребенка или ветеранов, часто с эмоциональными фотографиями.
В полиции рекомендуют прежде всего всегда проверять продавца: читать отзывы, уточнять данные, связываться по видеосвязи; никогда не переводить деньги под давлением — ни за товары, ни по указанию «банков» или «правоохранителей»; не доверять инвестиционным предложениям с обещаниями безрисковой прибыли. «Проверяйте юридические компании и «помощников» по возврату денег — часто это повторные мошенники, — отмечают в ведомстве. — Устанавливайте приложения только из официальных магазинов; не верьте звонкам с угрозами отключения связи или блокировки номера; меняйте пароли, активируйте 3D-защиту и используйте функции безопасности в онлайн-банкинге. И помните: полиция не проводит никаких операций по телефону».
24 часа
Между тем финансовый аналитик Расул Рысмамбетов в социальных сетях поделился достаточно действенным, на его взгляд, способом противостояния аферистам «Как быстро победить кибермошенников и спасти жизни людей».
«Парень в соседнем кабинете несколько дней ходил сам не свой, — пишет эксперт. — Оказывается, мошенники через онлайн-звонок обманом заставили его взять кредит в Kaspi, перевести деньги во Freedom Bank и оттуда уже вывели средства. У друзей на работе девушка едва не свела счеты с жизнью, когда ее обманули мошенники, заставив взять кредит в МФО, который она будет выплачивать несколько лет, во всем себе отказывая.
Боюсь, что сейчас в Казахстане десятки людей, попав в мошеннический оборот, хотят покончить с жизнью, потому что не видят возможности того, что банк им поверит, да и вообще кто-то вмешается.
Есть простое решение, которое уже предлагало Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), — ввести заморозку на сутки любых заявок на кредит. Онлайн, вживую — не так важно. За сутки любой человек придет в себя от морока, наведенного на него мошенниками.
Я понимаю банки и МФО, которым срочно нужно продать деньги, сделать быструю эмоциональную продажу — любимый телефон, утюг, холодильник. Но блин! Если можно спасти даже одну человеческую жизнь, меру по заморозке заявок нужно ввести уже сегодня. Спасти человека и человечность.
P. S. Срочный кредит в течение пары часов у нас мало где нужен. Срочная медпомощь у нас бесплатная. А вот мошенники напирают именно на срочность кредита, чтобы не дать человеку одуматься. Введение cooling-off совсем не означает, что надо ловить мошенников другими способами, но мое предложение касается просто спасения жизни людей...».
Напомним, 30 июня глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития финансового рынка, защиты прав потребителей финансовых услуг, связи и исключения излишней законодательной регламентации». В законе помимо других есть поправка о введении 24-часового «периода охлаждения» по потребительским беззалоговым онлайн-займам.
Следом АРРФР 4 июля на портале «Открытые НПА» опубликовало проект постановления «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам банковской и микрофинансовой деятельности», где озвучены новые требования к кредитным организациям. А именно, если казахстанец оформил через интернет беззалоговый потребительский кредит на сумму свыше 150 МРП (589 800 тенге в 2025 году) или несколько микрокредитов в течение одного календарного дня на вышеуказанную сумму, то банк будет обязан ввести «период охлаждения» — деньги переведут заемщику только спустя 24 часа с момента подписания договора и после получения его согласия, которое он должен предоставить через eGov.kz. Как отмечают в агентстве, проект направлен на противодействие кредитному мошенничеству, а также на усиление ответственности банков и МФО при кредитовании граждан. Срок обсуждения — до 18 июля.