Музыкальное настроение апреля

В рубрике Культура - 2021-04-06

Ольга Шишанова

Столичный театр “Астана Опера”, если не помешают карантинные ограничения, в наступившем апреле собирается познакомить ценителей прекрасного с творчеством двух казахстанских композиторов Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, чей 115-летний юбилей отмечает в этом году весь музыкальный мир

В череде юбилейных событий страны одно из самых важных и значимых - 115-летие таких ярких величин казахского музыкального искусства, как Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди. По удивительному стечению обстоятельств они родились в один год и вместе прошли сложный творческий путь, став корифеями казахской композиторской школы.
Ахмет Жубанов - композитор, дирижер, музыковед-этнограф, педагог, публицист, музыкальный и общественный деятель, доктор искусствоведения, академик и автор книг, очерков и статей о народной казахской музыке. Тогда как Латиф Хамиди - композитор и педагог, а еще - верный соратник Жубанова в музыкальном мире и совместном с ним творчестве.

Композиторы оставили после себя большое музыкальное наследие - как вокальные, так и камерные сочинения. Их произведения до сих пор постоянно звучат со сцен театров, в концертных залах и занимают достойное место в репертуаре казахстанских исполнителей. Не остались в стороне солисты и артисты театра “Астана Опера”, которые в рамках юбилейных торжеств наряду с постановкой оперы “Абай” представят концертную программу “Кос кеменгер” (“Два гения”), в которой прозвучат произведения двух великих музыкантов, а также сочинения - в качестве обрамления - и других казахстанских композиторов.
Если говорить о главном произведении двух мастеров, то опера “Абай” в четырех действиях и пяти картинах написана композиторами к 100-летию со дня рождения Абая Кунанбаева в далеком 1944 году. И с тех пор она традиционно открывает театральный сезон в казахстанских оперных театрах. Напомним, что либретто к ней написал Мухтар Ауэзов. Премьера оперы состоялась 24 декабря 1944 года в ГАТОБ имени Абая, а премьера в “Астана Опера” - 25 сентября 2015 года.
Любопытно, что Ахмет Жубанов в своем творчестве не ограничивался переработкой казахских народных песен. Он переложил для оркестра казахских народных инструментов сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков. В дальнейшем он создал оркестровку фрагментов опер Чайковского “Пиковая дама”, Римского-Корсакова “Царская невеста”. А еще он переложил для оркестра инструментальные сочинения, что способствовало повышению и совершенствованию исполнительского мастерства музыкантов. Дальнейший рост этого коллектива, широкая пропаганда творчества композиторов-классиков уже были неотделимы от деятельности и опыта самого Жубанова. Его традиции стали примером для последующих поколений композиторов и дирижеров.

Важная сторона плодотворной деятельности Жубанова и его организаторская работа по подготовке национальных кадров. Он многие годы возглавлял кафедру казахских народных инструментов Алма-Атинской Государственной консерватории, где разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Многие из известных музыкантов - воспитанники Ахмета Жубанова: Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустембек Омаров.
Как уже говорили выше, он написал сотни исследовательских работ, статей и художественных очерков, посвященных национальной музыкальной культуре. Такие произведения Жубанова, как “Струны столетий”, “Соловьи столетий”, “Курмангазы”, “Жизнь и творчество казахских народных композиторов”, “Музыкальная культура казахского народа”, “Путешествие по песням и кюям” можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами народной музыки.
Но, как отзываются о его творчестве музыкальные критики, самой большой заслугой Жубанова перед музыкальной культурой своего народа стало то, что, изучив горячо любимую им народную музыку, он помог своим коллегам - сверстникам и ученикам взращивать современную профессиональную музыку, связанную с мировой музыкальной культурой и в то же время глубокими корнями уходящую в народную национальную почву.
Одним из таких его коллег, верным соратником и замечательным музыкантом был Латиф Хамиди. Который, кстати, одним из первых точно записал лучшие образцы песен Абая, свыше 200 народных песен и инструментальных пьес и обработал более 100 казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен.
Причем деятельность Латифа Хамиди в казахской степи началась уже с должности дирижера оркестра и заведующего музыкальной частью Казахского театра драмы. И он так проникся казахской музыкой, что сам начал ее сочинять.
Позже, по рекомендации Мухтара Ауэзова, с которым его связывали теплые отношения, его сделали руководителем казахского оркестра народных инструментов. Именно Латиф Хамиди обучал казахских музыкантов нотной грамоте и написал первый в республике учебник “Школа игры на домбре”, возведя народный инструмент в ранг виртуозных. Кроме того, в жанре инструментальной музыки он, помимо домбры, создавал удивительные произведения для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета.
И все эти годы Хамиди непрерывно набирался и композиторского опыта в вокальном жанре - самой важной и обширной части своего творчества, через которую пришел к точному постижению духа и характера казахской музыки.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами