Императорский шик

В рубрике Культура - 2021-04-01

Ляззат Кусаинова

В Государственном историческом музее в Москве проходит выставка “Придворный костюм середины XIX - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа”. На экспозиции представлены костюмы, аксессуары, а также личные вещи императорской семьи и их прислуги

В столицу привезли 50 костюмов и 60 аксессуаров. Из культурной столицы также привезли повседневные и домашние наряды императорской семьи.
Красивые платья, костюмы произведены лучшими модными ателье Лондона, Парижа, Варшавы, Москвы, Санкт-Петербурга.

Мария Александровна, Мария Федоровна и Александра Федоровна создание своих изящных нарядов доверяли французскому модельеру Чарльзу Ворту (основатель дома моды House of Worth). Однако сегодня сохранились лишь наряды Марии Федоровны. Свои заказы она делала дистанционно, с помощью телеграфа. На выставке можно встретить 18 ее платьев. Дизайн, фасон платьев императрицы - все продумано до мелочей. Да и вообще основная часть костюмов, прибывших на выставку в Москву, принадлежит Марие Федоровне. Хочется отметить, что она обладала изящными параметрами, несмотря на то, что Мария являлась многодетной матерью, ей удалось сохранить прекрасную талию в 65 сантиметров.

О пристрастии Марии Федоровны к прекрасному внешнему виду ее младшая дочь Ольга говорила так.
- Конечно же, мама выглядела красивой, когда надевала то, что мы называли “императорскими доспехами” - платье из серебряной парчи, бриллиантовую тиару и жемчуга, всюду жемчуга! Она питала к ним слабость. Иногда я видела на ней сразу десять ниток жемчуга, некоторые из них спускались до самого пояса. Но, признаться, я ей ничуть не завидовала.
При входе на выставку зритель первым делом видит фотографию, на которой изображен Александр III с семьей, а также парадный портрет Марии Федоровны в исполнении Франсуа Фламенга (французский художник), на котором она представлена в алом платье.
На выставке также можно встретить костюмы ее супруга. Некоторые из них экспонируются впервые.

Один из выставочных залов открывает представленное подвенечное платье Александры Федоровны, изготовленное специально для церемонии бракосочетания с Николаем II. Платье выполнено из серебряной парчи, атласа и шелка с серебряной нитью, разбавленное различными декоративными украшениями. А рядом с платьем невесты находится флотский мундир Николая II. Венчание проходило 14 ноября 1894 года, а накануне праздничного события не стало Александра III. Это был единственный раз, когда православная церковь позволила ослабить траур. Платье императрицы Марии Федоровны имело очень длинный шлейф, длиннее даже, чем у самой невесты. Наряд изготавливался А. Ивановой в петербургском ателье из шелкового крепа.
После смерти супруга Мария Федорова сменила яркие наряды на более спокойные цвета (черный, серый, белый). Но они по-прежнему оставались изящными и утонченными.

Александр III тяжело болел пневмонией. Его состояние ухудшалось с каждым днем. Врачи были не в состоянии помочь умирающему. Он не прислушивался к рекомендациям докторов, несмотря на тяжелую форму болезни. Через некоторое время приняли решение перевезти царя в Ливадию, близкие надеялись, что смена климата благоприятно скажется на его состояниии. Но все становилось хуже с каждым днем, привычные действия стали для Александра III настоящей пыткой.
Его супруга все это время находилась рядом. И видела, как он угасает... Но ни на минуту у нее не возникало даже мысли оставить его.
По воспоминаниям их дочери Ольги становится понятно, что брак действительно был крепким.
- Между моими родителями было так мало общего, и все же более счастливого брака нельзя было и пожелать.
Они превосходно дополняли друг друга. Жизнь двора должна была отличаться блеском и великолепием, и мама играла здесь свою роль без единой фальшивой ноты. Она умела быть чрезвычайно тактичной, общаясь со своей родней, а это была задача из непростых.

Вот как Мария Федоровна описывает потерю любимого человека: “Я так и не могу привыкнуть к этой страшной реальности, что дорогого и любимого больше нет на этой земле. Это просто кошмар. Повсюду без него - убивающая пустота. Куда бы я ни отправилась, везде мне его ужасно не хватает. Я даже не могу подумать о моей жизни без него. Это больше не жизнь, а постоянное испытание, которое надо стараться выносить, не причитая, отдаваясь милости Бога и прося Его помочь нам нести этот тяжелый крест!”

Поделиться
Следуйте за нами