ЛЕКАРСТВО ПРЕЗИДЕНТА

В рубрике События - 2020-09-24 18:43:44

Перед международной презентацией Астаны как новой столицы Казахстана в числе первых объектов обустраивали так называемый красный квадрат - территория города километр на километр. Центр квадрата - главная площадь. Все старые здания на ней - ЦУМ, Дворец пионеров, гостиница “Ишим”, бывший крайком партии - привели в надлежащий вид. На этой площади позже построили лишь одно новое здание. В народе его сразу же назвали аспирин - по начальным буквам въехавшего туда государственного органа - Агентства по стратегическому планированию и развитию (АСПИР).
Вспомнил я это 1 сентября, когда услышал слова президента страны о решении создать Агентство по стратегическому планированию и реформам

 

Сложные чувства возникли. Постараюсь объяснить почему.
С одной стороны, это правильный шаг. Я бы сказал, вынужденный. Поскольку к тем, кто сегодня планирует, накопилось немало вопросов. Сам с этим столкнулся с 2016 года, когда стал принимать участие в рабочих группах по бюджету. К плановикам вопросы были, конечно, и раньше, но я приведу свежие примеры.
Перед отчетом Правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2019 год мы получили необходимые документы, справки, материалы. В том числе из Счетного комитета, который указал, что неосвоение республиканского бюджета на местном уровне составило 16,4 миллиарда тенге. Причем 80 процентов этой суммы - экономия средств. Комитет констатировал, что это прямое следствие ошибочного планирования.
Может, кто-то скажет, мол, ничего такого страшного не произошло: сэкономили ведь, не куда-то там потратили. Да, так можно сказать, если не знать, что в это же самое время в регионах страны ни много ни мало а 43 крупных незавершенных (в первую очередь как раз из-за нехватки средств) проекта. Например, водоснабжения и водоотведения города Кокшетау. Между прочим, этот проект реализуют уже больше 10 лет (в прошлом году вся страна по телевизору видела, как топило этот город).
Конечно, Счетный комитет может не только констатировать. Он вправе факты финансовых нарушений передавать куда следует. Но что по такому вот “ошибочному планированию” могут сделать те же правоохранители? Да ничего. Неумение как следует считать и думать у нас преступлением и правонарушением не считают.
Руководителям Правительства РК об этом говорили, писали. И не раз. Они в курсе. Но Минэкономики (там числятся плановики) - это правительственный орган. Причем один из основных. Представьте: правительство, наказывая, бьет свою ногу (левую, например). Потом что - ходить-прихрамывать?
Стыдили и министра, и вице-министров. Они так выразительно отвечали, так все тонко объясняли, что любому становилось за себя стыдно: “Зачем я этот вопрос задал? Зачем я с обращением выступил? В министерстве 23 с половиной часа в сутки с глобальным кризисом борются, кривую падения цен на нефть усталой рукой чертят - а ты лезешь в их души и нервы с каким-то неосвоением на местном уровне или другой подобной чепухой...”
Другой пример. На пленарном заседании мажилиса, где рассматривался вопрос о централизованном водоснабжении сел, депутаты обратили внимание присутствующего вице-премьера, что из года в год планы не выполняют, в одних документах цифры указывают одни, в других - иные. Оказалось, что этой действительно наболевшей темой занимаются аж три государственных органа: Министерство сельского хозяйства, Министерство индустрии и инфраструктурного развития, а также местный исполнительный орган. Кто скажет, ребенку есть разница - семь у него нянек или три?
Пойдем дальше. Я ничего не буду говорить о советском директивном планировании. Его уже нет. Зато сейчас у нас есть индикативное. Звучит современно, красиво. Хотя... Вот не скажешь же: “Товарищ секретарь, упомянутая вами директива выполнена частично”. А вот про индикатор - можно.
Берем все тот же отчет правительства за прошлый год. Смотрим раздел “Государственная программа развития регионов до 2020 года”, третий пункт под названием “Удовлетворенность населения качеством государственных и социальных услуг, процент (целевой индикатор частично достигнут)”. В нем находим подпункт № 5 и читаем: “Чистотой воздуха (отсутствие в нем выбросов, дыма, пыли и грязи) в городах - 30,9 процента, в селах - 60 процентов. Индикатор достигнут в части удовлетворенности населения (...) чистотой воздуха в городах - 30,9 процента при плане 29,6 процента”.

 
Я молча снимаю шляпу. Во-первых, перед тем фактом, что этот индикатор “передостигнут” в городах нашей страны на 0,7 процента.
Почему перед фактом? Потому что ни в правительственном отчете, ни в каких-то иных документах и материалах я не нашел, кто и за счет чего добился удовлетворенности воздухом горожан и заслужил уважительный жест. Начал прикидывать. За пятнадцать минут насчитал 287 предпосылок этого достижения, а потом бросил. Время жалко.
Например, я предположил: людям легче стало дышать, потому что в городе закрылись какие-то заводы и фабрики. Или если не закрылись, то их оснастили очистительным оборудованием. Или вдруг перестали работать за городом шахты и карьеры. Или в городе и за городом стало больше зеленых насаждений. Или увеличилось количество дней в году с ветрами норд-ост и зюйд-вест. Или, смело подумал я, город перевели на газ. И так далее и тому подобное.
Во-вторых, снимаю головной убор перед новаторским подходом плановиков, распространившим этот целевой индикатор на наших сельчан. Я, например, не уверен, что их аргентинские коллеги вычисляют удовлетворенность чистотой воздуха жителей населенного пункта Рио-Гранде, который расположен на острове Огненная Земля. А знают ли плановики Российской Федерации - испытывают ли удовлетворенность воздухом жители чукотского села Лаврентия? Тоже есть сомнения.
Как и по поводу прописанной в индикаторе чистоты воздуха. Да, в нем бывают какие-то выбросы, дым, пыль. Но кто-нибудь видел грязь не на земле, а именно в воздухе? Я - нет.
Но, знаете, что самое интересное? Цитирую тот же третий пункт: “Данный целевой индикатор измеряется по результатам опроса населения”.
Вижу картинку. Северо-Казахстанская область (или другая - неважно), небольшое село. Вечереет. За низким палисадником ветхий домик, рядом потемневший от времени сарай. В приоткрытые ворота загоняет свою буренку энергичная для своих лет бабушка. Поскольку в этом селе интернета нет, а телефон только в одном доме, да и тот последний раз тренькал под Новый год, опрос жителей этого села надо было проводить очно, то есть глаза в глаза.
Так вот, подходит к бабушке молодой человек и говорит:
- Здравствуйте. Меня зовут Константин. Я по поручению нашего управления провожу опрос. Скажите, пожалуйста, вы удовлетворены чистотой воздуха в вашем селе?
- Чего-чего, милок?
...Поэтому слова К. Токаева о том, что нам следует отказаться от разработки государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов и готовить понятные всем гражданам (выделено мной. - М.Ч.) лаконичные проекты, я поддерживаю.
Однако по поводу нового АСПИРа все же есть вопросы. Если с его статусом более или менее понятно, то вот какой статус будет у документов агентства? Какая у этого органа будет структура? Чтобы нормально планировать, нужно, понятное дело, досконально знать проблемы и в целом положение дел в каждом регионе. Будут ли в областях представители агентства? Или за каждым регионом будет закреплен кто-то из ответственных работников (по примеру госинспекторов АП)?
Эти вопросы - так, по ходу. Главная тревога в другом. Чтобы разрабатывать национальные проекты в том ключе, о котором сказал президент, нужно, как минимум, отказаться от старых методов и схем планирования. Что, в свою очередь, означает умение мыслить и поступать совсем не так, как прежде.
Это трудно. Очень. Жизнь нам то и дело показывает, что сила инерции мышления и поведения, а также сила покоя в удобном кресле - эти силы для многих и многих людей просто непреодолимы. Легче, конечно, взять готовую форму и заполнить ее.
Известный испанский поэт Хуан Рамон Хименес однажды сказал: “Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек”.
Думается также, что новое агентство - важная, но все же половина дела. Лекарство от президента для нашей экономики, как представляется, должно быть бинарным, двухкомпонентным.
Первая составляющая - в лице АСПИРа - с выверенными и точными планами, вторая - в лице Правительства РК - с полным и в срок их выполнением. Только не частичным! За него надо обязательно наказывать. Допустим, заменой у виновного удобного кресла на удобный стул или табурет. И чтобы общественность эту ответственность видела.
Тогда результат обязательно будет. Мы, например, увидим, что индикатор удовлетворенности жизнью у той бабушки в селе и у ее внуков в городе превысит плановый - пусть не на 0,7 процента, а хотя бы на 0,3. Но ведь это будет только начало!
И напоследок, как говорится, воспользуюсь предоставленной возможностью. Обращусь с предложением к будущим работникам нового агентства. Когда вам принесут на свод планы министерств и ведомств, твердой рукой вычеркивайте в них графы с консалтинговыми услугами и особенно с повышением имиджа. В них заложены не десятки и даже не сотни миллионов тенге. Там столько средств, что хватит не только в Кокшетау водоснабжение и водоотведение наладить, но и в столице и других городах.
Повысить имидж министерства можно и без денег. (Хотя в скобках замечу, что повышение имиджа - это такая же словесная глупость, как и грязь в воздухе. Имидж в переводе с английского - образ. Как можно образ повысить?) Имидж, то есть образ министерства или ведомства, может быть привлекательным или не привлекательным. Для первого необходимы всего три черты - честность, здравый смысл и нужный людям результат труда его работников. И все.

М.Чирков,
депутат Мажилиса Парламента РК, журналист

Поделиться
Следуйте за нами