Магия единства

В рубрике Культура - 2021-03-12

Эльвира Сыздыкова

В широком прокате идет анимационная лента Disney “Райя и последний дракон”. Когда-то заповедную страну Кумандру оберегали драконы, мирно соседствующие с людьми. Но однажды земли заполонили злые духи друуны, прикосновением обращающие в камень. Драконы создали волшебную сферу, изгоняющую нечисть и исцеляющую пострадавших. Одержав победу над темными созданиями, драконы тем не менее окаменели сами. Кумандра разделилась на пять владений, а ее жители с тех пор воевали за остатки драконьей магии. Столетия спустя, движимые алчностью, они разбивают сферу, выпуская в мир друунов. И теперь Райе, дочери вождя одного из племен, предстоит найти последнего дракона, чтобы восстановить мир в Кумандре

Производство анимационной картины стартовало больше шести лет назад. Впервые анонс мультфильма появился в 2018-м. Правда, тогда проект еще носил название “Империя драконов”.
“Райя и последний дракон” - масштабная работа, за режиссуру которой взялись четыре постановщика: Дон Холл, Карлос Лопес Эстрада, Пол Бриггс, Джон Рипа. Холл режиссировал диснеевских “Моану” и “Город героев”. Эстрада работал над супергеройским сериалом “Легион”, входящим в киновселенную Marvel. Рипа ранее занимался мелкими проектами. А для художника-аниматора Бриггса история воинственной принцессы - режиссерский дебют. Завязав сотрудничество со студией с культового “Геркулеса” в 1997 году, он впоследствии работал над мегахитами Disney “Принцесса и лягушка”, “Холодное сердце” и “Город героев”.
Каждый из постановщиков помог отшлифовывать сценарий картины. Основным же сценаристом выступила Аделе Лим. Создававшая истории к сериалам “Зена: Королева воинов” и “Холм одного дерева”, а также к покорившей зрителей в 2018-м экстравагантной мелодраме “Безумно богатые азиаты”, Лим впервые работала с анимацией.

Активное заключительное производство “Райи и последнего дракона” выпало как раз на период жестких карантинных мер. Поэтому, как ни удивительно, ленту дорабатывали в дистанционном режиме. И если с техническими препятствиями съемочная команда расправилась быстро, невозможность увидеться вживую в корне изменила привычный творческий процесс.
Зато авторы выстроили четко распланированный график и взрастили в себе дисциплинированность, а потому время не утекало впустую и никто не жертвовал общением с любимыми, допоздна застревая на работе. Продюсер Оснат Шурер рассказывает: “Все это помогло эффективнее делегировать обязанности, взрастило уровень доверия, который мы никогда не испытывали в процессе съемок. Аниматоры, художники и сценаристы - каждый выложился максимально, создав лучшее, что они когда-либо создавали”.
Светлая, вдохновляющая история, покоряющая с первого кадра рисовка, бесподобно реалистичная анимация, волшебный саундтрек Джеймса Ньютона Ховарда. Однако ничто не уберегло создателей “Райи и последнего дракона” от критики.
Сразу после премьеры 3 марта в сети появились раздраженные отзывы некоторых первых зрителей. Их возмутило решение авторов выстроить страну Кумандру на основе множества азиатских культурных мировоззрений. По словам негодующих, на выходе получилась настоящая “солянка”, пренебрегающая уникальными особенностями народов Азии.

В ответ на это продюсер Оснат Шурер объясняет: “Мы много размышляли о том, как наши различия нередко используются для разобщения, а не объединения. В нашем фантастическом мире у нас пять земель, расположенных вокруг драконьей реки, сам же дракон связан с водой, жизнью и гармонией. В рамках нашей исследовательской поездки мы посетили 11 стран Юго-Восточной Азии. Мириады культур, этносов и религий - это невероятное разнообразие. Тем не менее, куда бы мы ни отправились, нас поражало чувство общности, которое мы находили. Все работают сообща, независимо от происхождения, не пытаясь при этом быть одинаковыми”.
“Райя и последний дракон” мастерски выдерживает культурный баланс, и впрямь, наконец, связывая, а не разъединяя, что, к сожалению, свойственно массовой культуре последних лет. Авторам удается соотнести исключительно волшебный мир Кумандры с реалиями настоящего и поведать историю о доверии, дружбе и смелости делать первый шаг, так необходимую здесь и сейчас.
Главная героиня картины, становясь новой диснеевской принцессой, занимает достойное место в компании бесстрашных Моаны и Мулан. Конечно, упоминая последнюю, мы имеем в виду китайскую героиню из оригинального мультфильма 1998 года, а не из одноименного игрового фильма прошлого года.

К слову о “Мулан” в режиссуре Ники Каро. Также обнаружив вдохновение в азиатской культуре, “Райя и последний дракон” в попытке угодить кому-то не ударяется в эпичную бессмыслицу, подкрепленную искаженными культурными образами. Напротив, приключения Райи возвращают зрителя к любимой атмосфере мира Disney, отчасти воскрешая растоптанный имидж студии после провала 2020-го.

Индекс фильма <6+> - фильмы для детей, достигших шести лет

Поделиться
Следуйте за нами