Мистеры “Иск”

В рубрике Новость дня - 2020-09-24 16:03:02

Мадина Меирманова

С момента рождения и до самой смерти люди являются потребителями услуг и товаров. Ежедневно только через кассовые аппараты проходит более шести миллионов трансакций. Не исключено, что еще столько же идет в обход кассы. И далеко не все приобретаемое и получаемое соответствует ожиданиям потребителей.
В среднем ежегодно в государственные органы поступает около 30 тысяч жалоб. Народ жалуется на качество услуг в торговле, ЖКХ, связи. В прошлом году только на сферу бытовых услуг в Комитет по защите прав потребителей поступило 500 обращений: люди выражали недовольство качеством ремонта бытовых приборов, услуг химчисток, салонов красоты, а также по изготовлению и ремонту мебели

Однако на практике население предпочитает не связываться с разборками за отстаивание своих прав. И времени на это нужно много, и нервов. Чего только стоит история с возвратом денег за отмененные рейсы “Бэк Эйр”. Уж, казалось бы, ситуация прозрачна: компания должна вернуть деньги за рейсы, которые никогда не совершит. Но судебные заседания длятся уже больше полугода (суды первой инстанции после долгого рассмотрения встали на сторону потерпевших, но авиакомпания сейчас подала апелляцию).

  
И вот в Правительстве РК решили повернуть вектор всей системы в сторону потребителей. На днях Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов предложил внедрить обязательное требование - при разработке нормативно-правовых актов проводить анализ регуляторного воздействия на интересы потребителей. Более того, теперь при составлении рейтингов министерств и акиматов будут учитывать степень удовлетворенности потребителей. Но самое интересное, что доверие потребителей включат и в KPI квазигосударственных организаций.
Более того, власти намерены включить НПО в сфере защиты прав потребителей не только в общественные советы при госорганах, но даже и в рабочие группы при разработке законопроектов и подзаконных актов. То есть теперь любая бумага, выходящая из стен министерств, будет взвешиваться на весах пользы для потребителей.
Есть только один нюанс - профессионализм самих организаций по защите прав.
Сейчас их в стране 65, работающих во всех сферах одновременно: они и защищают права потребителей в ЖКХ, и отстаивают права покупателей несвежего йогурта, и возмущаются качеством работы операторов связи... В общем, защищают всех и везде, зарабатывая деньги по всем направлениями. За представительство потребителя в суде, например, в Лиге потребителей Казахстана попросят с гражданина 75 тысяч тенге. За юридическую консультацию - две тысячи. А вот услуга по медиации будет стоить 30 тысяч тенге.
Собственно, медиацией и должны будут заниматься различные НПО по защите прав потребителей в рамках последних изменений в законодательстве.
Трехступенчатая система защиты предполагает активное участие НПО как субъектов досудебного урегулирования. Однако решение нанимать их или не нанимать остается все же у потребителя. Вполне возможно, он и сам разберется с продавцом или, если это не получится, отправит жалобу в Комитет по защите прав потребителей. И тот уже автоматически выпишет нарушителю штраф. Собственно, потребитель может обойтись и без штрафов, сразу подав иск в суд (в том числе и с помощью тех самых НПО).
Но одно дело - выступать представителем потребителя при разговоре с продавцом и совсем другое - консультировать государственные органы и принимать участие в разработке законопроектов. А учитывая тот факт, что сегодня для регистрации неправительственной организации не требуется ни знаний, ни умений, пополнить сферу могут и не очень квалифицированные представители. Поэтому-то Минторг сообщил, что намерен “прорабатывать с НПО возможность их укрупнения и усиления по отраслевому принципу”. “Это позволит общественному сектору наладить полноценное сотрудничество с отраслевыми государственными структурами”, - заявил Бахыт Султанов.
Интересно еще и то, что Минторг предлагает объединить все общественные организации потребителей для создания Национальной ассоциации потребителей. По сути, из нескольких десятков мелких НПО предлагает создать аналог НПП “Атамекен” - орган, который на государственном уровне мог бы лоббировать интересы потребителей и попутно обучать своих членов (НПО), повышая их квалификацию.
Аналогичная система существует, например, в Сингапуре - Ассоциация потребителей Сингапура (CASE). CASE - это не просто общественная организация, это “рулевой политики” по защите интересов потребителей и мер, способствующих созданию среды справедливой и этичной торговой практики. И многочисленные НПО в сфере защиты прав потребителей проходят аккредитацию в ассоциации (для этого они должны соответствовать ряду требований). Предприятия также проходят аккредитацию. Включение компании в реестр Ассоциации потребителей Сингапура означает, что эта компания предоставляет высокий уровень товаров или услуг своим потребителям. Этакая гарантия качества.
Пока в Казахстане только думают над профсоюзом потребителей, премьер-министр дал поручение НПП “Атамекен” “принять свод правил добровольной деловой практики и типовые договора, учитывающие интересы и права потребителей”. Который, видимо, должен стать эдаким обязательством не обманывать покупателей. Впрочем, в обмен на такое обязательство власти обещают проработать меры стимулирования бизнеса для улучшения качества предоставляемых услуг и товаров для потребителей.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами