Спутница жизни

В рубрике Культура - 2021-02-25

Ляззат кусаинова

В прошлом году весь мир отметил 250-летие со дня рождения гениального композитора Людвига ван Бетховена. Его музыка остается неизменно популярной и в наши дни. Так, к примеру, в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла пройдут презентация музыкальных дисков в рамках всемирного празднования и концерт, на котором прозвучат сонаты №3, №4 и №5.
Мы поговорили с музыкантом Ермеком Курманаевым о том, как им с пианисткой Анар Камельиновой пришла такая идея, а также узнали о развитии музыкальной карьеры Ермека

- Ермек, с чего начались ваши первые шаги в музыке?
- Мои первые шаги, как и у многих, наверное, начались в школе имени Куляш Байсеитовой. После 7-го класса я перевелся в Москву (пройдя конкурс). Поступило приглашение учиться в Москве, и в 8-м классе я уже продолжал обучение в России. После этого все последующее обучение связано с Москвой.
- Почему вернулись обратно?
- Вернулся потому, что в Казахстане мои корни. Кровь сыграла. И бабушка с дедушкой здесь жили, которые меня воспитывали. Они настаивали на том, чтобы я обязательно возвратился в Казахстан. Да и я стремился обратно, хотя были предложения остаться в России или уехать за рубеж...
- Как вы пришли в музыку? Что повлияло на выбор инструмента?
- Это вопрос, на который, наверное, у многих музыкантов один ответ: “Мы не выбирали, так судьба распорядилась”. Маленького ребенка приводят в музыкальную школу, дают в руки инструмент, и он начинает заниматься. А уже потом, со временем осознает - его это или нет.
- То есть в вашем случае родители выбрали вам инструмент?
- Да. В основном, когда в семье есть уже музыканты, это так. У меня почти половина семьи - музыканты.
- Ермек, расскажите о музыкальных дисках в рамках Всемирного празднования 250-летия композитора Людвига ван Бетховена, которые вы записали совместно с Анар Камельиновой, и о концерте, который пройдет в филармонии. Как подошли к выбору программы?
- Так сложилось, что начался карантин, появилось много времени, чтобы заняться штудированием материала. Пришли с Анарой к общему мнению, что можно воспользоваться этим периодом.
Летом в отпуске возможности во время пандемии куда-либо выехать не было. Мы решили не терять зря времени и попробовать записать пять сонат Бетховена. Эта идея назревала давно, и раз так все сложилось, мы это сделали. Записали во время отпуска в большом зале филармонии. После чего шла долгая работа в студии. В типографии. Тем не менее все вышло хорошего качества. Единственное, не стали делать тираж дисков, потому что нынешнее время подразумевает: все выкладывается в интернет, а потом можно скачать эти файлы.
В качестве, скажем, рекламы проделанной работы на первом концерте играли сонаты №4, №5 (в августе на онлайн-фестивале). Поскольку сейчас появилась возможность играть перед публикой вживую, решили продолжить. Планируем исполнить сонаты №1, №2, №3.
- Какое из выступлений вам запомнилось на всю жизнь и чем именно?
- Как сейчас помню один из конкурсов. Туда нужно было сделать аудиозапись на отборочный тур. Я тогда еще учился в Москве. Записывал в студии, чтобы получилось качественно. Отправил - и прошел этот тур. Спустя полгода приезжаю на сам конкурс, а там в условиях была графа, которая гласила, что жюри имеют право помимо самого первого тура попросить сыграть произведение из отборочного (которое я записывал в студии полгода назад). Я даже не знал об этом пункте, поэтому не мог представить, что такое может быть. И буквально за один вечер вспоминал это произведение. Тем не менее получилось так, что меня наградили 2-й премией.
- Вы часто анализируете свои выходы на сцену?
- Это должно быть постоянно. Не то что выступления, мы обязаны анализировать сам процесс занятий/репетиций. Понять, что было хорошо, а что не так, чтобы сыграть в следующий раз еще лучше.
- Есть ли у вас собственная коллекция виолончелей?
- Каждый инструменталист, мне кажется, имеет не один инструмент, у меня их три. Один у меня находится в Нур-Султане. Еще один инструмент - в мастерской, я его разобрал, хотел научиться мастерить, но в итоге руки до сих пор не дошли. Так что он лежит у друга в мастерской в разобранном виде. В итоге друг сказал: “Я тебе сам его сделаю” (смеется).
- Ваши дети владеют игрой на виолончели?
- Младший сын учится во втором классе в Байсеитовской школе. Старший говорит, что классическая музыка не для него. Все мои инструменты, надеюсь, перейдут к младшему, если он будет продолжать. Даже когда я уезжаю, занимаюсь с ним по видео. Но сильно на него не налегаю, чтобы не отбить охоту и желание. Надеюсь, что наши старания не пройдут даром.

Поделиться
Следуйте за нами