Как по нотам

В рубрике Культура - 2021-02-18

Ольга Шишанова

Давно устоялось понятие, что театр начинается с вешалки. Однако в столичном храме искусств “Астана Опера” утверждают, что музыкальный театр начинается все-таки с нотной библиотеки. Что хранит в себе эта сокровищница?

Оказывается, музыкальная библиотека практически ничем не отличается от обычной. Правда, вместо книг здесь на стеллажах в алфавитном порядке расположены ноты - партитуры и оркестровые партии, причем каждая имеет свою рубрику, номер, плюс все они параллельно хранятся в электронном цифровом формате.
Сами сотрудники легко ориентируются в стеллажах, однако любой другой человек сразу мог бы здесь заблудиться. Потому что слишком много всего: стеллаж сочинений казахстанских композиторов, отдельные стеллажи хоровой, камерной музыки, оперной, балетной и многие-многие другие.
Сотрудники библиотеки не делятся по направлениям, а являются универсальными специалистами по всем аспектам музыкального театра. Они, как и музыканты оркестра, легко разбираются во всех тонкостях нотной графики.

Здесь работают преданные своему делу люди, которые имеют музыкальное образование, то есть необходимые специальные знания при этой специфической работе.
Старший библиотекарь Зайда Кабдешева, по образованию дирижер хора, рассказывает, что преподавала хоровую дисциплину и игру на фортепиано в Алматы. После переезда в столицу работала в Академии музыки, где преподавала уже компьютерную нотографию. Затем продолжила трудовую деятельность в Национальном театре оперы и балета имени Куляш Байсеитовой в нотно-издательском отделе: “С 1996 года вместе с супругом Абзалом Мухитдином мы одни из первых в Казахстане начали заниматься компьютерным набором и редакцией нот в программах Finale и Sibelius. На нашем счету полный набор балета “Щелкунчик”, опер “Турандот”, “Мадам Баттерфляй”, “Тоска”, “Евгений Онегин”. Это очень кропотливая и захватывающая работа”.
Профессионал своего дела, продолжательница музыкальной династии Дамирям Ахатова играла на гобое. Окончила музыкальную школу и консерваторию, после чего долгое время работала в оркестре. “Наша деятельность разнообразна: от подготовки, поиска нотного материала до обеспечения нотным материалом репетиций, концертов и спектаклей театра. Помимо этого очень интересно общение с гастролирующими творческими коллективами, знаменитыми музыкантами”, - подчеркивает Дамирям.
Асель Ташкенбаева - виолончелистка по образованию, а ее супруг Ерболат Ташкенбаев работает в оркестре концертмейстером ударных инструментов.
- На мой взгляд, трудиться с мужем в одном коллективе очень хорошо. Общие интересы, знание обширного музыкального репертуара помогают нам лучше понимать друг друга. Например, как это бывает в других семьях, не нужно, объяснять супругу, чем ты занята на работе. Общие репетиции, гастроли, разнообразные проекты больше сплачивают нашу семью, - делится Асель.
А вот Улжалгас Мейримова - специалист музыкального архива, ее навыки требуются в системной организации данной работы. Свою деятельность в нотной библиотеке она начинала с того, что смотрела и наблюдала, слушала и читала музыкальную терминологию. Было очень интересно изучать и вникать в новый мир нотной графики. Никогда не стеснялась спросить о том, что ей было непонятно. А коллеги не отказывали в своей помощи и всегда шли навстречу, охотно ей все объясняя и показывая.
Да и вообще профессия хранителей нотной библиотеки вроде бы и не видна, но от нее зависят сотни людей и на сцене, и в оркестровой яме.

“Когда проходят большие проекты, мы всегда находимся рядом с оркестром, и если вдруг у кого-то из музыкантов возникает вопрос, наши библиотекари сразу реагируют, подходят, уточняют и помогают с нотами. Бывает, что второпях музыканты могут пролистнуть и не заметить страницу, тогда в этот момент мы являемся “скорой помощью”, - подчеркивает Зайда Кабдешева.
Кстати, когда создавалась нотная библиотека театра “Астана Опера”, весь основной музыкальный материал взяли из Национального театра оперы и балета имени Байсеитовой.
А вот как выглядит обычный же рабочий день специалистов библиотеки - за час до утренней репетиции они должны успеть выставить ноты, чтобы к приходу оркестрантов все было уже готово. То же касается и вечерней репетиции, которая, как правило, начинается в шесть часов вечера и продолжается до девяти, после чего сотрудникам библиотеки необходимо собрать все ноты. А в течение всего рабочего дня за нотным материалом к ним обращаются солисты оперы, дирижеры, концертмейстеры, артисты хора и оркестра...
Ведь ноты, по глубокому убеждению их хранителей, - это зашифрованные послания великих композиторов, тогда как музыка - это язык души и ее истинный врачеватель.

Автор благодарит за помощь в работе над материалом пресс-службу столичного театра “Астана Опера”, особенно главного специалиста Екатерину Романову

Нур-Султан

Поделиться