И это все о ней

В рубрике Культура - 2021-02-02

Ольга Шишанова

Манон и Кармен, Зарема и Джульетта, Одетта и Китри, Лебедь и Сильфида...
Все это - художественный руководитель балетной труппы “Астана Опера”, народная артистка России, звезда мирового балета Алтынай Асылмуратова, которая в этом году отмечает свой юбилей. Сегодня она - собеседник “НП”

- Алтынай Абдуахимовна, за весь период вашего сотрудничества с балетным искусством что для вас стало самым запоминающимся? О чем вы периодически вспоминаете, и оно помогает вам двигаться дальше?
- Во-первых, это мое первое посещение театра имени Абая в Алматы. Тогда на меня сильное впечатление произвел балет “Жизель”. Потом, наверное, я бы отметила хореографическое училище имени Вагановой, плюс мои педагоги, которых я всех помню и которым безмерно благодарна. А еще - мы же не приходим из ниоткуда, потому что у всего и у всех есть свое начало. Мое начало - это моя семья, в которой мне повезло родиться и в которой все замечательные личности, имеющие отношение к искусству. Вероятно, от них этот дух передался и мне, я о них никогда не забываю и всегда им благодарна за это.
Ну и, конечно, Мариинский театр (ранее он назывался Кировский), мое первое выступление, опять же мой педагог-репетитор, что ввела меня в профессию балерины, грамотно очень вырастила из меня артистку, направив по верному пути...
Вот этот весь багаж всегда со мной, и благодаря именно ему сегодня я могу что-то предложить уже подрастающему поколению будущих артистов балета.
- Что для вас труднее, интереснее или проще - быть педагогом-репетитором или танцевать самой?
- Хороший вопрос! Потому как это хоть и немного разное, но похожее. Одно дело, когда ты танцуешь сам, готовишь партию - да, это непросто, но ты отдаешь, выкладываясь на сцене и одновременно получаешь от тех же зрителей некий заряд. И совсем другое, когда ты репетитор, и тогда ты выступаешь в роли, я бы сказала, художника-скульптора. В этом случае также все приходится пропускать через себя, но когда ты лепишь то, что считаешь нужным, понимаешь, что перед тобой другой человек и ему нужно дать возможность выразить себя. Именно так растили, воспитывая артистку балета, и меня. То есть необходимо задать правильное направление, чтобы человек нашел в нем свою, присущую только ему индивидуальность. Ведь мы все разные - у всех разная физика, внешность, все по-разному чувствуют и ощущают. Так что передо мной всегда в таких случаях задача - правильно направить ученика в нужное русло его эмоции, сделать так, чтобы он не только верно выучил порядок совершаемых движений для той или иной исполняемой им партии. Потому как грамотный артист технически балета - это не только правильно танцующий свою партию, он и так должен это уметь делать, а это именно та личность, которая эмоционально может что-то привнести в свою роль на сцене, привнести в спектакль. Это сложно, но это очень интересно.
- Какие исполняемые вами партии до сих пор остаются вам близки?
- Если перенести на себя образ той или иной моей героини, которую я танцевала, то совершенно точно могу сказать, что мне близки эмоции, например, Заремы из спектакля “Бахчисарайский фонтан”. Да, я никого не убью, но эмоционально ее очень понимаю. Кроме того, мне понятны переживания и Жизели, да и вообще все исполняемые мною партии - о любви. Для всех моих героинь главное в жизни - это любовь, просто Зарема - более темпераментна, так же, как и Никия в “Баядерке”, в рассказе о которой камертоном сквозит мысль о том, что если нет любви, то и жить незачем. И все это мне близко и понятно, потому как и для меня главное в жизни - это любить. Причем не обязательно только в одном, каком-либо узком смысле, ведь любовь сама по себе, вообще, ко всем и ко всему - это двигатель жизни.
- Назовите, пожалуйста, тех своих партнеров по сцене, с кем вам было наиболее комфортно работать, кто вас всегда и во всем поддерживал, что бы ни случилось.
- Скажу сразу, что для балерины партнерство очень важно. Потому что, повторюсь, все происходящее на сцене - оно об отношениях и о чувствах, а значит, очень важен партнер, который тебя не только правильно поставит, поднимет, перенесет, но между вами возникнет некая “химия”. Мне с партнерами очень везло. Один из них, например, мой муж Константин Заклинский, который мне очень много помогал. Это человек, которому я доверяю. Если, например, кто-то из партнеров исходя из этических побуждений или по каким-то другим причинам не говорил мне определенные вещи в отношении творчества, то Константин всегда был честен, и я была уверена, что сказанное им не надуманно. И я это весьма ценила и ценю. Мы всегда были с ним на одной волне. Благодарна я и своим многочисленным зарубежным партнерам.
- Можете ли вы поделиться своими грядущими творческими проектами, которые стоит ожидать вашим поклонникам в ближайшее время?
- Сегодня говорить о будущих планах несколько проблематично. Потому как были проекты, которые из-за пандемии пришлось перенести уже на этот сезон, но я думаю, что, например, нам очень повезло в том, что мы успели выпустить спектакль, приуроченный ко дню рождения Бетховена. Тогда как балет “Зов степи” пришлось приостановить, хотя он был запланирован еще в прошлом сезоне, его премьера состоялась только в декабре 2020 года. Пришлось перенести и спектакль Киллиана - надеюсь, мы сможем его сделать в нынешнем году. Есть задумки и в отношении балета, рассчитанного на детскую аудиторию, потому как в этом плане у нас только “Щелкунчик”, хотя я считаю, чем больше ребенок будет посещать театр с детства, тем лучше и легче станет возможным привлекать его к культуре в будущем. Так что в планах у нас - постановка для детской аудитории балета “Белоснежка”.
Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами