Машина поиска

В рубрике Новость дня - 2021-01-29

Алла Иванилова

Мажилис Парламента РК одобрил законопроект, который позволит казахстанской полиции совместно с коллегами из стран СНГ более эффективно вести розыск угнанных автомобилей. При этом, несмотря на всеобщую цифровизацию в стране, у Казахстана нет технических возможностей регистрировать машины и вести информационную базу данных об автомобилях, пересекающих государственную границу

WELAR

Представляя проект закона “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005 года”, Министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев отметил, что документ подписали главы МВД шести стран (России, Таджикистана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы) в Баку на заседании Совета министров внутренних дел стран СНГ и носит межправительственный характер. Основная его цель - “защита прав владельцев похищенного автотранспорта, определение механизма оперативного решения вопросов о его возврате законным владельцам”. Министр напомнил, что в апреле прошлого года законопроект уже рассматривали в парламенте, однако его возвратили на доработку в правительство из-за отсутствия одной нормы, которая теперь включена в него.
Согласно данным Министерства внутренних дел, за последние 15 лет в Казахстане угнали 40 303 машины. Из них в странах СНГ обнаружили всего лишь 223, а возвратили в Казахстан 66. В то же время динамика краж и угонов автотранспорта за последние пять лет имеет устойчивую тенденцию к снижению: с 3900 (в 2016 году) до 2100 (в 2020 году). Популярностью у преступников пользуются такие марки автомобилей, как Toyota, Lada, Mazda, Honda, BMW и Hyundai. Лишь незначительная часть краденых машин остается в Казахстане. Зачастую они старые, которые сразу же разбирают на запчасти. При этом львиную долю, а в основном это элитные автомобили, перегоняют в сопредельные страны и там ставят на учет, перебивая VIN-код. Серийный номер шасси кузова на украденное авто набивают в другой стране - подбирают такого же цвета, марки и года. Таким образом, машина становится легальной. Практикуется и другой способ. Несуществующий автомобиль, который даже не угоняли, оформляют в той же России. VIN-код берут в регистрационных органах МВД. Потом в другой стране угоняют конкретное авто, и все данные по VIN-коду подбирают. При этом мошенники умудряются поставить такую машину на учет. Все вскрывается, когда человек продает своего железного коня, приходит в ЦОН, а ему говорят, что его авто в розыске.
Депутаты считают, что необходимо навести порядок с утечкой персональных данных на автомобили, находящихся в системе МВД. “Во всех этих схемах, понятно же, что не обходится без людей в погонах. Как в Казахстане, так и в других странах. Ведь эти индивидуальные данные VIN-кодов, они же не существуют в поликлиниках, в вузах или на улице у пассажиров, у людей. Ими владеют люди, кто на этих вопросах сидит. Кто продает это? Надо посадить на эти вопросы порядочных людей, вот и все”, - считает спикер Мажилиса РК Нурлан Нигматулин.
Процесс поиска машин осложняется в том числе бюрократическими процедурами, и протокол направлен на решение этой проблемы. В частности, устанавливаются конкретные сроки исполнения запросов (до одного месяца), которые ранее не были предусмотрены соглашением. Кроме того, конкретизирован перечень оснований для отказа в предоставлении информации.
Предусматривается обмен сведениями об автотранспортных средствах: снятых с учета, зарегистрированных в таможенных органах, получивших повреждения в результате ДТП, пожаров и стихийных бедствий. Также устанавливают срок один год, по истечении которого невостребованное автотранспортное средство обращается в доход государства, на территории которого обнаружено.
Парламентарии, рассматривая проект закона, подняли вопросы межгосударственных механизмов, а также мер для пресечения преступных схем.

Они предложили шире использовать возможности современных цифровых технологий для борьбы с хищениями автотранспортных средств. В качестве примера привели скотокрадство. Благодаря тому, что животных чипируют, воровать их стали намного реже. Исчезнувшие автомобили, по их мнению, не иголка в стоге сена, и сегодня благодаря цифровизации их можно найти. Но Казахстан подписал протокол с оговоркой, позволяющей не формировать и не поддерживать информационную базу данных об автотранспортных средствах, пересекающих государственную границу (ввиду отсутствия технической возможности регистрировать автомашины). Разработчики объяснили это тем, что из-за огромного потока машин невозможно сверить VIN-код каждого транспортного средства при пересечении границы. Мажилисмены озвучили свой вариант, как “задерживать” угнанные авто при пересечении госграницы. В частности, систему ориентировок МВД нужно применять в Погранслужбе. Занести все данные в информационную базу на погранпереходах, поставить там видеокамеры с высоким техническим разрешением. (Сегодня такие стоят на въезде в Нур-Султан и Алматы, в крупных областных центрах.) Система, распознав по номеру, даст сигнал: такой-то автомобиль, пересекающий границу, находится в ориентировке. После сразу закрывать шлагбаум и проверять “подозрительное” авто. Такая процедура, по словам депутатов, займет не больше 10 минут. “Вот практическая реализация программы цифровизации. XXI век. Тогда и оговорок этих не нужно будет”, - отметил Нурлан Нигматулин.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами