Водный пинг-понг

В рубрике Исследования - 2021-01-19

Ольга Шишанова,

Сенаторы предлагают снизить тарифы на воду для сельчан. Вот только тарифы на нее колеблются в зависимости от региона от 25 до 3992 тенге. Насколько действенными окажутся в таком случае нововведения?

Стоимость одного кубометра воды в Жамбылской области - 25 тенге, в Костанайской - 3992 тенге. Столь сильный разброс невозможно оправдать отсутствием дорог, плохой логистикой, малым количеством населения и иными похожими причинами, которые, кажется, за много лет уже набили оскомину своей несостоятельностью.
Возникает вопрос: почему же все-таки в Казахстане, который является централизованным государством, можно наблюдать столь сильный разброс в тарифах на воду и не только? Причем в сельской местности, по словам Романа Скляра, который в 2019 году занимал должность Министра МИИР РК, тарифы выше, чем в городской структуре. Так, стоимость одного кубометра холодной воды с приборами учета обходится в 30 тенге, без приборов - 40 тенге. Все остальное компенсирует государство, тратя на это совсем немаленькие деньги - например, только в том же 2019 году на субсидирование потребления сельскими жителями питьевой воды выделили 13 миллиардов тенге. И все равно Роман Скляр заявил, что “субсидии на водопотребление сельскими жителями необходимо повышать”.
Но что тогда говорить о городах и областных центрах Казахстана, где за кубометр холодной воды, например, жителям Алматы приходится платить 131 тенге, карагандинцам - 101, проживающим в Актау - 92.
И пусть, по словам сенаторов, жители сел после нововведений будут платить за питьевую воду меньше, исходя из наложения полномочий на местные исполнительные органы, фактическое регулирование ценовой политики в регионах, возникает опасность, что цены на питьевую воду все равно будут разниться. Поскольку, во-первых, тарифы теперь должны будут определять с учетом социально-экономического развития конкретного региона. А во-вторых, вся эта ситуация может стать лишним вызовом для местных исполнительных органов, которых, повторим, “наградят” новыми полномочиями по утверждению размера оплаты за один кубический метр поданной питьевой воды населению “из особо важных групповых и локальных систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения”. Другими словами, ценовая политика при таком распределении полномочий в отношении водопотребления в сельской местности, где и без того серьезно напряженная ситуация с водой, может стать попросту неуправляемой. А поскольку теперь заведовать водопотреблением будет МСХ РК, согласно предложению бывшего Министра МИИР РК, можно только догадываться, чем обернется подобное “самоуправство” на селе при отсутствии твердых тарификационных расценок на водопотребление, которые были бы утверждены на уровне государственных структур.
Более того, практически свободное варьирование тарифов, которые даже сегодня достигают заоблачных расценок, о которых было сказано выше, может, и приведет к тому, что, ссылаясь на “оплату воды в зависимости от возможностей региона”, городские маслихаты, также являясь местными исполнительными органами, запросто могут начать “играть” тарифами в таких городах, как Нур-Султан, Алматы, Атырау... Что снова непременно и не лучшим образом отразится на кошельке теперь уже городских потребителей, и без того оплачивающих возрастающие едва ли не ежеквартально расценки на водопотребление и водоотведение.

Нур-Султан

Поделиться