“Ограбление” по телефону

В рубрике Исследования - 2021-01-19

Алексей Мальченко

В прошедшем году более двух тысяч казахстанцев пострадали от действий интернет-мошенников, оформлявших кредиты на ничего не подозревавших граждан. Как правило, о том, что они должны, реальные заемщики узнавали уже от коллекторов, которые, не разбираясь в деталях, требовали возместить и кредитные средства, и проценты. О том, как работают коллекторские агентства, многие наслышаны, а кто-то даже уже и сталкивался: они не особо церемонятся, выбирая методы воздействия.
Но речь не о них, а о мошеннических схемах, приводящих к тому, что в какой-то момент в жизни добропорядочного гражданина может появиться такой вот эксперт узкого профиля

Интернет-мошенничество “питается” опрометчивостью людей, и, несмотря на то, что таких преступников регулярно вычисляют и изолируют, развитие криминальных способов легкой наживы все время трансформируется. И чем совершеннее становятся мошеннические схемы, тем меньше преступников удается привлечь к ответственности. Сейчас в Казахстане раскрывают лишь каждое пятое из таких преступлений.
Так, кредитная история алматинца Александра Марченко с недавних пор испорчена. О долге, который числится за ним и его родным братом, мужчина узнал только от коллекторов. По их словам, Марченко якобы оформил заем в 80 тысяч тенге в середине июля. Причем со ставкой в 1000 процентов годовых!
“На брата также оформили 80 тысяч тенге в одной кредитной компании и взяли второй кредит на 15 тысяч в другой. Мы эти деньги не брали, брат был постоянно в дороге, ездит в Астану периодически. Никаких уведомлений, никто не звонил”, - рассказал Марченко.
Братья начали выяснять, кто, а главное, как без их ведома оформил кредиты. Оказалось, во время карантина в удаленном режиме на их имена неизвестные открыли счета в банке второго уровня. Мошенники указали ИИН и номера удостоверениев братьев, а затем - свой номер телефона, куда и приходили SMS для подтверждения согласия на открытие счета и выдачу займов.
В банке же ответили, что полученные деньги сразу перенаправлены в Нур-Султан на другой счет. На вопросы о законности таких действий и проверке данных в банке уверили, что действуют строго по правилам.
“Согласие на открытие счета осуществляется посредством динамической идентификации клиентов, а именно направления ОТР-пароля на номер телефона, ввод которого в форму заполнения заявки на открытие карты позволяет осуществить подтверждение согласия клиента. При подаче онлайн-заявления клиентом вводятся личные данные, такие как ФИО, ИИН”, - ответили в пресс-службе АО “БЦК”.
В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка начали проверку по обращению алматинцев. Пострадавшие уже написали заявление в полицию. Придется ли им выплачивать “левый” кредит - покажет время, но, как утверждают специалисты, шансы на благополучное разрешение спорной ситуации все-таки есть.
“В случае если такое происходит, наступает уголовная ответственность. Это в ведении правоохранительных органов. Это подделка документов, оформление фиктивных документов. Все это относится к мошенническим действиям. В принципе, финансовая организация понимает свою определенную ответственность в плане поддержать своего добросовестного клиента. И в таких случаях, если человек обращается с таким заявлением, обычно прекращаются взыскания и взимания”, - заверила Лаззат Усенбекова, директор по защите прав потребителей Ассоциации финансистов Казахстана.
Если смотреть на ситуацию не в рамках одного инцидента, а глобально, то налицо явная недоработка системы, которая позволяет так легко загнать невиновного человека в финансовую кабалу. Ведь получается, что для открытия банковского счета мошенникам достаточно знать данные удостоверения личности человека. И еще хуже, что с этим они могут получить онлайн-кредит.
Никто не говорит о том, что нужно отказываться от всех онлайн-операций и возвращаться к тому периоду развития финансового рынка Казахстана, когда у всех отделений банков выстраивались многометровые очереди. И потом, нельзя исключать и тот факт, что часто личные данные у мошенников оказываются по неосторожности самих граждан.
В Уголовном кодексе четко прописано, что делать запрещено. Мы вправе показать свой паспорт или удостоверение личности, не передавая его в чужие руки. А если ваши документы все же оказались у других людей, то оформить кредит проще простого.
Но вешать все исключительно на граждан - тоже не верно. Одним из слабых звеньев является то, что в погоне за онлайн слишком много функциональной ответственности оказалось возложено на смартфон. Точнее, даже не на сам аппарат, хотя это тоже отдельная тема для материала, а на SIM-карту, которая в него вставлена.
в Казахстане завершился процесс регистрации абонентских устройств. Сейчас все мобильные телефоны привязаны к индивидуальному идентификационному номеру (ИИН) владельцев SIM-карт. Но это только в теории. На практике получается, что нельзя исключать ситуацию, в которой мошенники могут приобрести новый смартфон, после чего, имея на руках оригинал или подделку удостоверения личности потенциальной жертвы, купить новую SIM-карту. То есть устройство будет у одного человека, а привязано по ИИН будет к совершенно другому.
При продаже SIM-карт продавцы не всматриваются в те документы, которые им показывают (а иногда не требуют вовсе) и не проверяют их подлинность. А напрасно! Ведь в свою очередь банки, сверяя по своим базам, видят, что новый номер закреплен за ИИН конкретного человека (будущей жертвы). При этом банковские сотрудники, в некоторой степени оказываясь введенными в заблуждение, шлют все коды и пароли на номер, который указан в оформленной онлайн-заявке, то есть на аппарат, находящийся в руках у злоумышленников.

 
Самое сложное во всей этой банковско-онлайновой чехарде то, что больше всех в любом случае пострадает сама жертва аферистов. Дело в том, что на первом этапе разбирательств, когда изумленный “клиент” приходит в банк и сообщает, что некие коллекторы не дают ему спокойной жизни, банк лишь подтверждает наличие кредита - и точка. Для дальнейших разбирательств нужно написать заявление в полицию, где обязаны завести уголовное дело. Но полицейские не горят желанием браться за такие дела.
Как говорилось выше, удается раскрыть лишь каждое пятое дело, а это значит, что (условно) четыре последующих заявления - это “глухари”, что с жаргона следователей переводится как нераскрытое дело. Увы, но в МВД до сих пор сохранилась система, когда статистика выступает определяющей, если не сказать фундаментальной составляющей, основываясь на которой определяется качество работы сотрудников министерства.
За увеличение числа “глухарей” никто не выпишет благодарственную грамоту - это понятно. Вот и получается, что полиция всеми способами открещивается от граждан, приносящих аналогичные жалобы. Конечно, заставить принять заявление и открыть дело можно, но это опять нервы и время, которые будут тратить пострадавшие.
Даже если в итоге удастся доказать свою невиновность, и, скажем, банк аннулирует “левую” задолженность, причем не важно, найдут преступника или нет, эхо этой ситуации может отдаваться еще не один год. Допустим, захочет этот самый честный гражданин взять кредит, а ему в ответ: “Простите, но у вас очень уж сомнительная кредитная история. Здесь и списание кредита, и уголовное дело. Извините!”. Собственно говоря, сотрудники банковских и кредитных организаций могут отказать в выдаче кредита без всяких объяснений. Просто, увидев след в прошлом, предпочтут отказать заемщику, не желая подвергать компанию нежелательному риску.
На самом деле здесь просматривается серьезная брешь и в банковской системе. Ведь де-факто большинство криминальных эпизодов основано на онлайн-кредитах, то есть случаях, когда и само оформление кредита, и выдача денежных средств проходят без физического присутствия человека.
Понятно, что банкам и прочим кредитным организациям очень удобно и выгодно налаживать виртуальное взаимодействие с клиентом. Таким образом значительно экономится время обеих сторон, плюс к этому сам банк экономит на затратах человеко-часов, которые нужно оплачивать своим сотрудникам. Но если хотя бы этап выдачи карт, особенно виртуальных, изменить и сделать присутствие человека при оформлении обязательным, где его можно идентифицировать, то многие мошеннические схемы попросту рухнут.
До сих пор не совсем понятно, что мешает внедрить систему идентификации по отпечатку пальца. Это намного надежнее, чем всевозможные коды, приходящие по SMS. Хочется верить в то, что казахстанские спецслужбы, работающие в IT-сфере, повысят эффективность работы, а банковский сектор пересмотрит методы работы. Пока добросовестным гражданам остается уповать только на свою бдительность.
Напомним, не так давно в Казахстане выявили и закрыли мошеннические интернет-ресурсы (и не один, а несколько (!), собирающие персональные данные граждан, желающих просто оформить экспресс-кредит. То есть из тех, кто подавал заявки на рассмотрение, кредиты никто не получил, зато у мошенников на руках оказались все данные, необходимые для оформления реальных кредитов. Держите личные данные под замком и не поддавайтесь на провокации, даже если со странички в интернете вам предлагают кредит или товар на невероятно заманчивых условиях.

Поделиться