Сладкая горечь

В рубрике Культура - 2021-01-15

Эльвира Сыздыкова

На большие экраны вышел триллер “Девушка, подающая надежды”. Когда-то блестящая студентка медицинского университета Кэсси так и не окончила его. Девушке - 30, она живет с родителями и работает в крохотной кофейне. На нее возлагали огромные надежды, но трагедия, случившаяся во время учебы, перекроила всю ее судьбу. Девушку не привлекают ни карьера, ни “женское счастье”, ни статус. Отныне имя ее - месть. Каждую ночь в ловушку притворяющейся пьяной Кэсси угождает один из “героев”, желающих помочь и как бы невзначай воспользоваться ее едва ли сознательным состоянием. Вот только для него вечер не обещает стать томным. Впрочем, все не так очевидно, как вы могли подумать

“Девушка, подающая надежды” - идея Эмиральд Феннел. Номинантка на “Золотой глобус” и “Эмми” была главным сценаристом второго сезона сериала “Убивая Еву”, покоряла зрителей игрой в телепроекте “Корона”, полнометражных работах “Девушка из Дании”, “Анна Каренина”. В рамках нового триллера “Девушка, подающая надежды” Эмиральд Феннел выступила сценаристом, продюсером и постановщицей.
Несмотря на кажущуюся очевидность посыла, который так легко сопоставить с неутихающим рокотом движения #MeToo, история “Девушки, подающей надежды” куда сложнее. Режиссер делится: “Мне было крайне важно подчеркнуть, что в этом фильме нет ничего из ряда вон выходящего. Я хотела снять фильм об ужасных преступлениях, о чудовищных фактах насилия и о людях, которые совершали эти мерзкие поступки. Мне крайне интересен этот аспект нашей культуры. Я не могу понять, как мы позволили этому узлу затянуться настолько, что сейчас его не развязать?”
Между тем режиссеру хотелось создать зрелище не только провокационно-острое и леденящее душу, но и развлекательное, многослойное. Вдохновляясь знаковыми картинами “Умереть во имя” Гаса Ван Сента и “Фарго” Джоэла и Итана Коэнов, Феннел стремилась к балансу, в котором бы уживались сильная история, реалистично прописанные персонажи и завораживающий черный юмор. Последний, естественно, служит своеобразным и очень действенным способом побега от боли.
Эмиральд Феннел рассказывает: “Когда имеешь дело с трудным материалом, будь то насилие или травма, необходимо быть очень осторожной, чтобы героиня не казалась нарочито жалкой, а ситуация - сфабрикованной. В жизни я неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда самые сложные ситуации люди встречали с юмором. Мой фильм о женщине, которая переживает чудовищную психологическую травму, но при этом остается веселой и хочет вернуться к нормальной жизни”.
В роли Кэсси, главной героини, Феннел не видела никого, кроме Кэрри Маллиган, номинантки на “Оскар” и “Золотой глобус”, обладательницы премии BAFTA за игру в “Воспитании чувств”. Фильмография артистки включает картины “Ферма “Мадбаунд”, “Не отпускай меня”, “Суфражистка”, “Дикая жизнь”, “Великий Гэтсби”. За годы карьеры Маллиган достойно показала себя в амплуа разносторонней, сложной героини, чьи эмоции не всегда на виду.
Актриса согласилась на роль Кэсси после одной лишь встречи с постановщицей. Она вспоминает: “Обычно я выбираю роли так: представляю, могу ли увидеть в роли кого-то другого, и если в моем воображении актриса выглядит гармонично, предпочитаю отказаться от этой работы. Но одна только мысль о том, что роль Кэсси может сыграть кто-то другой, вызывала у меня тревогу и даже ярость. Первое прочтение сценария меня не на шутку испугало. После встречи с Эмиральд я стала лучше понимать все нюансы. Она неоднократно повторяла, что не собирается снимать кровавый артхаус. Она хотела снять фильм, который был бы красивым и увлекательным”.
В актерский состав также вошли Бо Бернэм, Конни Бриттон, Адам Броди, Дженнифер Кулидж, Лаверн Кокс, Макс Гринфилд, Кристофер Минц-Плассе, Альфред Молина.
“Девушка, подающая надежды” шокирует притягательностью и обезоруживает откровенностью. Это умное, красивое кино, каждый кадр которого - отдельное искусство. Символизм, цветовой подбор, ракурсы - невероятные впечатления обеспечены. И все это только лишь на фоне феноменальной игры Кэрри Маллиган, которую, без сомнений, можно причислить к ее лучшим перформансам.
Наверное, будет слишком поверхностным сказать, что “Девушка, подающая надежды” - фильм о мести. Да, в том числе. Но это также о том насилии и тех преступлениях, которые накрепко срослись с человеческой культурой. Говорить об этом сложно. И проще перебить, отмахнуться, закрыть глаза, назваться тем, кто не причастен. Настоящие зверства стали несущественными в глазах общественности, шуткой, не посмеяться над которой нельзя, растиражированной новостью, вынесенной на первую полосу таблоидов.
Круг замыкается, возникает стигма и чувство удушения. Но Эмиральд Феннел и ее героине, воплощенной Маллиган, удается говорить об этом, сдерживая слезы. Остро, неотступно, иронично и даже отчасти с толикой надежды, этакой сладкой горечью.
Вполне логично, что уже на титрах задаешься вопросом: что, если справедливость возможна лишь теми жертвами, на которые пошла главная героиня? Эмиральд Феннел советует: “Месть - продукт сладкий, но скоропортящийся. Пожалуйста, не рассказывайте никому о планах Кэсси после того, как посмотрите фильм”. Так что, больше ни слова. Попробуйте присмотреться, ведь все не так очевидно, как кажется.
В казахстанский кинотеатральный прокат триллер “Девушка, подающая надежды” вышел 14 января. Релиз осуществляет кинокомпания “Вольга”.

Индекс фильма: <18+> - фильмы, запрещенные для детей

Поделиться