Перерождение легенды

В рубрике Культура - 2021-01-06

Эльвира Сыздыкова

Государственный академический театр оперы и балета имени Абая представил зрителю оперу “Кыз Жибек” на либретто Габита Мусрепова в обновленной постановке. Премьеру приурочили к 115-летию со дня рождения композитора Евгения Брусиловского, написавшего музыку к спектаклю. Масштабные декорации, сказочной красоты костюмы, фантастического мастерства сценография. Новая версия “Кыз Жибек” - опера высочайшего уровня, сохранившая классическую историю любви и неиссякающую живость эмоций

Трагическую историю “Кыз Жибек” коллектив ГАТОБа показывает со сцены вот уже 87-й год. Впервые оперу поставили в 1934-м.
Триумфальное преображение “Кыз Жибек” стало посвящением памяти первого режиссера оперы Курманбека Джандарбекова и первого исполнителя главной мужской партии Канабека Байсеитова.
Главные роли в обновленном спектакле исполнили Венера Алпысбаева, Нуржан Бажекенов, Дулат Токанов, Болат Бокенов, Надия Наденова, Дина Дютмагамбетова, Гулнар Сакышова, Ляззат Бримгазина.
Новая постановка “Кыз Жибек” в театре имени Абая - удивительный синтез мелодии, пластики и сценографии.
Музыка к опере, написанная Евгением Брусиловским под влиянием казахских народных песен и кюев, а также гармонии европейского звучания, неспроста вносит оперу “Кыз Жибек” в золотой фонд национального музыкального искусства.
Канат Омаров, главный дирижер театра оперы и балета имени Абая, считает: спустя почти 90 лет с создания оперы “Кыз Жибек” звучит феноменально современно и смело. Он прокомментировал: “В работе над музыкальным материалом для дирижера очень важно ухватиться за те эмоциональные нити, фразы, сцену, которые позволяют полностью погрузиться в партитуру. В “Кыз Жибек” для меня такими нитями стали женские образы. Например, главная тема “Гќкку”, которая ассоциируется с Жибек и проходит через всю оперу, в разные моменты звучит по-разному, исходя из эмоционального состояния героини. То чисто и красиво, то трагично и тревожно”.

В то же время для режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе в работе над материалом очень важным было не растерять универсальность истории, представив зрелище поистине живое и гармоничное с духом современности.
Он рассказал: “Опера “Кыз Жибек” - сокровищница мирового наследия. Помимо истории Ромео и Джульетты литературоведы усматривают в этом произведении несколько сюжетных линий из всей мировой литературы. Она близка и понятна мне, поскольку я родился в Средней Азии, в Туркменистане, и хорошо знаком с народными традициями. В процессе подготовки я очень многое узнал о культуре казахского народа и прекрасно понимаю необходимость соблюдения традиций. Но так же понимаю, что полностью оставаться в русле традиций не имеет смысла, так как спектакль может получиться скучным, не отвечающим духу времени. Мне хотелось бы сделать так, чтобы на сцене люди жили, любили, ненавидели, чтобы люди в зале сопереживали им, искренне смеялись и плакали”.

Режиссеру не хотелось потерять акцента на главной героине. Панджавидзе подытожил: “Опера называется “Кыз Жибек”, и при всей яркости образов Тулегена и Бекежана остается историей ее любви и лебединой верности. Историей женской жертвенности”.
“Кыз Жибек” в обновленной постановке - классическая история, дополненная эксклюзивными архивными материалами из фондов театра, помноженная на мастерство передовых сценических решений.
Гульжан Туткибаева, главный хореограф спектакля, руководительница балетной труппы ГАТОБа, подчеркнула: “Новая постановка “Кыз Жибек” - это большой, полноценный спектакль, в котором открыты многие музыкальные купюры. Благодаря этому, например, в спектакль возвращается сцена “Сон Кыз Жибек”. Я думаю, что спектакль должен получиться цельным, динамичным, с очень живой игрой. В новой постановке легендарной оперы нашей основной задачей было сохранить дух спектакля, наши традиции, менталитет, те образы, которые заложены композитором и автором либретто, придав ему новый взгляд, новое видение посредством современных технологий, сценографии, интересных режиссерских решений”.

Хореограф отметила пластические элементы новой постановки: “В опере замечательная музыка, много танцевальных фрагментов, которые играют самостоятельную роль и вспомогательную. Танцевальные номера позволяют придать спектаклю динамики, усилить образность и эмоциональное состояние персонажей. Все пластические и пантомимные сцены воплощены по замыслу режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе. Надеюсь, что новое прочтение оперы “Кыз Жибек понравится и полюбится нашим зрителям”.
Премьера обновленной постановки “Кыз Жибек” прошла 26 декабря 2020 года при соблюдении всех санитарных мер.

Фото Талгата Галимова

Поделиться