Люди -”вешалки”

В рубрике Исследования - 2020-12-29

Даулет Алтаев

Так теперь называют людей, на которых “вешают” кредит или договор лизинга на автомобиль за определенный гонорар, что часто не превышает тысячи долларов.
Мошенники постоянно придумывают новые схемы развода. Одно из наиболее распространенных направлений надувательства - обман, связанный с автомобильной сферой. Это может быть и мелкая “автоподстава”: инсценировка ДТП и попытка ввязать человека в неприятности - сначала пойти на “мировую”, а потом шантажировать тем, что заявят в полицию, мол, покинул место аварии. И более масштабное натуральное жульничество - продажа автомобиля, который находится в залоге, лизинге. То есть по сути - чужого автомобиля

Схема развода такова: автомобиль приобретают в лизинг, платят два-три месяца, а потом свободно переправляют в ближнее зарубежье и продают как совершенно “чистый”. Да, так, оказывается, можно - страны ЕАЭС, несмотря на тесное сотрудничество в различных сферах, по-прежнему не способны объединить базы данных, которые включали бы в себя информацию об угнанных автомобилях и о тех, что находятся в лизинге или кредите. Причем это проблема не только покупателя, но и компании, что занимается реализацией автомобилей в лизинг - они также несут убытки. Зачастую подобную схему невозможно реализовать без участия представителей органов внутренних дел. Так, в финале 2018 года российская ОПГ, в которую входили сотрудники ГИБДД и которая продавала лизинговые автомобили за рубеж, предстала перед судом. Это была очень непростая история, что насчитывала 175 томов уголовного дела, - 18 человек оказались на скамье подсудимых. Первый эпизод по делу датируется 2015 годом, а задержали группу в конце 2016 года. Они работали в основном на территории постсоветского пространства, и последствия их деятельности ощущаются до сих пор. Впрочем, у этой группы есть и последователи. Но обо всем по порядку.
По информации экспертов, основные направления, откуда приходят похожие автомобили, - это Москва, Санкт-Петербург и с недавних пор Казань. Основные направления, куда идут такие автомобили, согласно материалам следствия: Казахстан, Белоруссия, Армения, Грузия, Эстония, Финляндия и Швеция. Также среди популярных направлений - Кавказ. Схема довольно проста - на подставную организацию (или человека), которая проходит по параметрам как благонадежная для передачи в лизинг автомобилей, оформляют машины. Первые два или три месяца платежи осуществляют исправно. И как раз за это время машины - можно сказать, новые - пересекают границу, и их выставляют на торговых площадках как свежие, после одного хозяина. При этом автомобили, согласно базам данных, совершенно чисты - не числятся в угоне, нет штрафов или других обстоятельств, которые могут вызвать подозрение в другой стране. И как только на “родину” поступает сигнал об успешной продаже авто, там перестают оплачивать лизинг. Условно с этого момента автомобиль приобретает статус криминального - со временем организация подает в розыск, а суд уже определяет статус автомобиля “угнан”.
Кстати, многие и на учет не ставят, машину продолжают использовать часто на “старых” российских номерах. Еще одна уловка, на которую попадаются наши соотечественники, продажа автомобиля по страховке - когда якобы нового “хозяина” вписывают в страховой полис. На это покупаются довольно часто - некоторые напрочь забывают, что имя в страховом полисе не является доказательством права собственности. И помогает им забыть многое очень привлекательная цена - как правило, такие автомобили продают по цене гораздо ниже рыночной, а потом подают “в угон”.
Впрочем, бывает и так, что лизинговый автомобиль все же успевают поставить на учет - для органов регистрации некоторых стран, повторим, он юридически совершенно чист. И это будет продолжаться до тех пор, пока, например, в странах ЕАЭС не примут закон, что запретит пересекать границу государства лизинговым автомобилям. Как сообщают сами сотрудники лизинговых организаций, такое требование закреплено в договоре. Но ни полиция, ни таможенники на требование в большинстве случаев не обращают внимания и беспрепятственно выпускают подобные машины из страны. На такое положение дел в основном жалуются лизинговые организации, которые работают на территории России. Впрочем, важна также и отдача от местных органов учета - подобная схема продолжит работу, пока регистрационные отделы не начнут требовать документы об отсутствии обременений у себя на родине, прежде чем поставить ввезенный автомобиль на учет. Однако это также довольно непросто решить - любые дополнительные бумаги лишь усложняют процедуру регистрации и подстегивают коррупцию.
Кстати, нередко лизинговые компании не желают оставлять дело как есть - они активно ищут свои машины. Все номера кузовов есть, и велика вероятность того, что автомобиль, который покинул родную страну, рано или поздно всплывет. Тем более что базы данных МВД стран участниц ЕАЭС постепенно приводят в порядок, интегрируя все теснее. И авто, если найдут, обязательно заберут как криминальное. Это касается как автомобилей представительского класса, так и довольно простых неприметных машин. Один из похожих случаев произошел с нашим соотечественником в конце прошлого года. Он приобрел автомобиль, что был освобожден от российского учета и поставлен на наш еще в 2016 году. Однако, оказывается, на родине машина получила статус угнанной. Ее объявили таковой после того, как дельцы перестали соблюдать условия договора лизинга. И вот в один из дней прошлого года автомобиль нашего соотечественника забрала полиция, опечатала и перевела в разряд вещественных доказательств. Естественно, материальный ущерб требовать не с кого - ни машины, ни денег, и времени прошло четыре года. Да и в суд не подашь - не на кого, а кругом вакуум - виноватых уже не найдешь.

Поделиться