Азамат Горожанин
Как нам строить, что б построить удобный для проживания, комфортный во многих отношениях, оптимизированный под рост и развитие город? Причем не новый. И не на новом месте. А самый большой, благоустроенный и достаточно “возрастной”, адаптировав его под современные реалии и учитывая перспективы. Речь о южной казахстанской столице, план развития которой сегодня заказан, но, по мнению экспертов, еще не созрел
Ответы на целый комплекс непростых и не всегда удобных вопросов должны были дать в понедельник. Именно вчера в формате онлайн-коференции должны были состояться общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду мер, включенных в проект “Корректировки генерального плана города Алматы”.
Общественники из Urban Forum Kazakhstan с начала 2020 года добивались от городских властей транспарентности в процессе разработки корректировок генплана для общественности и экспертов.
“В ответ мы получали формальные отписки о том, что проект вынесут на общественные слушания в установленный законом срок” - гласит утверждение на официальной странице городского форума. Новый же генплан должен вступить в силу с 1 января 2021 года, когда истечет срок действующего ныне генплана. Причем сроки, которые отвело управление городского планирования и урбанистики (заказчик корректировки генплана) на разработку, оказались крайне сжатыми. Проектировщики оказались в сложнейшем положении. Малый срок - всего четыре месяца - создал условия для высокого риска, как для качества конечного результата, так и для полноценного обсуждения всех неизбежно возникающих с заинтересованными сторонами вопросов.
В конце августа провели тендер и заключили договор с проектировщиками со сроком исполнения до 22 декабря!
“Это нереальные сроки, учитывая необходимость сбора и анализа большого объема новых данных по текущей ситуации для последующей выработки плана на следующие 10 лет”, - говорится на сайте urbanforum.kz. - В ноябре мы договорились с самими разработчиками о проведении серии экспертных встреч. Мы благодарны проектному институту “Алматыгипрогор-1” и НИИ “Алматыгенплан” за сотрудничество, которое позволило хотя бы частично удовлетворить общественный интерес и приоткрыть завесу неопределенности о градостроительном будущем Алматы (записи встреч доступны на YouTube-канале Urban Forum Kazakhstan).
Из запланированных четырех обсуждений состоялись лишь два - по общим вопросам и по экологии. Две другие встречи - с разработчиком раздела по вопросам транспортной составляющей генплана (НИИ транспорта и коммуникаций) и с заказчиком (управлением городского планирования и урбанистики) - не состоялись по независящим от проектировщиков причинам.
Исходя из сложившихся обстоятельств и понимая всю поспешность и вытекающие из нее риски для большого города, разработчики призывали не принимать корректировки по Генеральному плану Алматы до 2030 года, сделанные в сжатые сроки, без надлежащего анализа и в условиях отсутствия экспертных оценок и общественного вовлечения.
То есть горожан (или их компетентных представителей), по сути, отодвинули от важнейшего вопроса о том, что станет с их общим домом в будущем.
Общественники назвали проект генплана в нынешнем виде “рудиментом советского времени, противоречивым и неэффективным в новых условиях”. Центральным и местным органам государственной власти совместно с экспертной и широкой общественностью необходимо определить, каким должен быть современный Генеральный план Алматы, каково его место в структуре других стратегических документов, считают в фонде.
Дело еще и в том, что горожане пока не дождались от управления городского планирования и центра развития Алматы публичного отчета по всем бюджетным средствам, затраченным минимум с 2013 года на разработку корректировки генплана и мастер-плана города.
Общественники потребовали ввести мораторий на масштабные решения по застройке Алматы, которые способны повлиять на процесс планирования, пока не проведут экспертные консультации и общественное обсуждение.
Например, генеральный план должен поставить вопрос о регулировании землепользования, ограничив привлекательную для строительных компаний застройку так называемых ничейных территорий внутри многоэтажной застройки.
Так называемая ничейная земля получила свой весьма сомнительный статус по той причине, что госакты на землю выдают только на участки, которые расположены непосредственно под жилыми домами. “Ничейная” же земля становится той территорией, на которую в сложившихся условиях и могут рассчитывать девелоперы, применяющие точечную и уплотняющую застройку. То, что еще недавно было дворовой территорией, сквером или даже общей парковкой, вдруг становится строительной площадкой. Возмущенным жильцам даже не хватает времени на разъяснение правовых вопросов, как из котлована в считанные недели вырастает новое здание. И даже если на момент начала строительных работ у застройщика на руках нет всего пакета необходимых разрешительных документов и согласований, спустя время все (или почти все) документы появляются. И на таком этапе с этим уже мало, что можно поделать. Приходится мириться, в который раз убеждаясь в своем бесправии.
О многих вопиющих фактах говорили участники прошедшего еще 29 февраля в сквере имени Махатмы Ганди в Алматы согласованного с акиматом митинга. Жители выступили против уплотненной застройки, потребовали вернуть парки и скверы Алматы в госсобственность и ввести мораторий на точечную застройку.
На примере действующего генплана понятно, что им можно пренебрегать, предписанные им регламенты - нарушать и менять. “Корректировки” могут изменять документ кардинально, уверены в общественном сообществе архитекторов, градостроителей и социологов. Более того, ситуативные корректировки, скорее “подгоняют” генплан под те изменения, которые бессистемно происходят в городе, хотя документ, напротив, должен расставлять рамки и приоритеты. Практика же реализации действующего генплана показала, что он не обязывает к реализации закладываемых мероприятий, следованию приоритетам и соблюдению регламентов.