Мешать пиво с вином

В рубрике Новость дня - 2020-12-25

Алла Иванилова, Артур Бабаев

Губит людей пиво - решили депутаты и запретили рекламу этого пенного напитка. Аргументировали свое решение парламентарии тем, что, несмотря на табу, производство и выпуск пива в стране только увеличиваются

В Казахстане запрет на рекламу алкоголя в средствах массовой информации действует с 1 января 2004 года. (Кроме того, запрещена и реклама табака и табачных изделий.) Периодически вопрос частичного снятия табу в отношении слабоалкогольных напитков поднимали их производители, аргументируя тем, что запрет никак не повлиял на продажи: потребление алкоголя на душу населения в республике осталось на уровне примерно 11 литров в год. Министерство информации и общественного развития пошло все-таки на уступки, чтобы поддержать не только эту отрасль, но и отечественные СМИ, большинство из которых существует за счет рекламных средств. А чем больше рекламный рынок, тем качественнее контент. Такое предложение базировалось на международном опыте, социологических замерах и анализе рекламного рынка.

В этой связи разработали законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации”, в рамках которого предусматривалось частичное снятие запрета на рекламу пива и вина отечественного производства. В целом, аргументировали разработчики, это вводится с учетом интересов общества, государства, отечественных предпринимателей и СМИ и предполагает положительный экономический эффект. В обосновании к документу отмечали, что введенные табу негативно сказались на производстве, узнаваемости и конкурентоспособности казахстанских брендов с одновременным ростом потребления иностранных алкогольных напитков и перехода рекламодателей в интернет, в том числе в социальные сети. Инициаторы поправок также указывали, что в иностранных фильмах и сериалах присутствует скрытая реклама известных брендов алкогольной продукции, а в прямой трансляции Лиг чемпионов, Европы по футболу на цифровых баннерах размещается реклама пива. Также в странах ЕАЭС, в частности России, Белоруссии, Армении и Кыргызстане, реклама слабоалкогольной продукции в СМИ не запрещена, что создает неравные условия как для отечественных производителей, так и для СМИ. При этом объем розничной торговли алкогольными напитками в 2018 году по отношению к 2004 году снизился лишь на 11 процентов.
В свое оправдание разработчики говорили о том, что поправки направлены на узнаваемость отечественного бренда и не предполагают рекламирование самой продукции (не охватывает разновидности пива и вина, их новинки и прочее). Реклама товарного знака и (или) названия пива повлияет только на перераспределение долей рынка между производителями (в пользу отечественных), но не приведет к росту потребления.
Кроме того, проект предусматривал определенные требования и ограничения для рекламы пива и вина, разработанные на основании международного опыта. В частности, реклама должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления, а это не менее чем 10 процентов площади. Также она не должна содержать мультипликацию (анимацию). Предполагалось установить и временные ограничения. В частности, для телеканалов такая реклама разрешена с 22.00 до 06.00 по местному времени, но полностью запрещена в праздничные и выходные дни. Для печатных изданий, за исключением детских и религиозных, не должна размещаться на первой и последней страницах, а также на обложках.
В начале ноября депутаты Мажилиса Парламента РК одобрили этот законопроект, но Сенат при недавнем его рассмотрении не согласился со своими коллегами из нижней палаты и предложил исключить эти нормы. “Мы постоянно говорим о здоровом образе жизни. В этой связи сенаторы предлагают отказаться от рекламы пивных товарных знаков в средствах массовой информации. Мы считаем, что эти поправки позволят защитить казахстанцев, в том числе детей, от таких продуктов”, - отметила депутат Айгуль Капбарова. На решение парламентариев повлияли и цифры, предоставленные Министерством финансов. Так, согласно данным за 2019 год, даже при полном запрете рекламы производство пива увеличилось на 11 процентов. Таким образом, как посчитали законодатели, пенный напиток не нуждается в рекламе.
В этой связи они отправили законопроект с исключенной нормой обратно в Мажилис в надежде, что там все-таки выберут “меньшее из зол”. И мажилисмены на пленарном заседании согласились с коллегами, утвердив запрет на рекламу слабоалкогольных напитков.


Удивительно и то, что законодатели - опытные ведь люди - так легко мешают в одну группу пиво с вином. Ведь виноделие - это весьма инновационное производство. Да и как напиток вино является более, что ли, благородным. Борьба с алкоголизмом - вещь, конечно, нужная, но при чем тут виноградная лоза? Спиваются-то люди явно не сухим вином...
Кроме того, известно, что репрессивные методы никогда особого эффекта не давали. Разве что обратный - запретный плод сладок. Во многих странах учли этот парадокс и лобовой атаке против пьянства предпочитают более изощренную тактику, пытаясь внедрить в народе так называемую винную культуру. То есть приучить людей вместо экстремального крепкого алкоголя употреблять натуральное, безопасное и в чем-то даже полезное вино.
Почему бы и Казахстану не присоединиться к этому престижному винному клубу? Тем более что хотя, конечно, наш народ в своей массе предпочитает пока более брутальные напитки, это не значит, что в стране нет вина. Притом - хорошего. Притом - отечественного.
Не слышали? Ну так и неудивительно. Ведь пошел уже второй десяток лет, как в стране запрещена реклама алкогольной продукции. Про бордо и бургундское мы знали и до 1 января 2004 года. А вот про то, что за истекший срок в Казахстане высадили новые элитные виноградники, построили современные заводы, используют последние ноу-хау в этой (между прочим, весьма технологичной) отрасли, узнать неоткуда. Потому что рассказывать нельзя.
Была, правда, надежда, что запрет все-таки отменят. Так, например, в соседней России долгое время также действовало аналогичное табу (на вино). Но там все-таки еще шесть лет назад разрешили рекламу вина и шампанского российского производства, а в нынешнем году - и Евразийского союза.
Парадокс: казахстанское вино можно рекламировать в России, но нельзя на родине.


Нур-Султан

Поделиться