Метод Галины Пьяновой

В рубрике Светская жизнь - 2020-12-15

Зухра Табаева

На минувшей неделе в Лермонтовском театре состоялась премьера спектакля “Осенняя соната”, созданного по мотивам киносценария прославленного шведского драматурга, кинорежиссера Ингмара Бергмана (одноименный фильм он снял в 1978 году)

“Режиссер-постановщик пьесы - известный казахстанский, российский театральный деятель, режиссер, актриса Галина Пьянова. Она впервые поставила спектакль на нашей сцене, для труппы это честь, не каждому актеру выпадает случай поработать с режиссером, завоевавшим премию “Золотая маска”, - рассказал “НП” завлит театра, режиссер, актер Роман Жуков. - Все получили отличный опыт, с Пьяновой работать нелегко, она провоцирует актеров в хорошем смысле этого слова, так как не позволяет работать в полсилы, девушки иногда выходили с репетиций в слезах. Галина может вытащить из актера все, что задумала. Художник-постановщик - Владимир Кужель, художник по костюмам - Абзал Сейдин.

 Спектакль “Жили-были” был для него дебютным, от его костюмов в “Осенней сонате” зрители в восторге. Премьера имела огромный успех, были отзывы, что это один из лучших спектаклей в репертуаре”.
На вопросы “НП” о том, как распределялись роли, как велась работа над пьесой, над музыкальным оформлением произведения, Галина Пьянова охотно ответила.
- Главная героиня пьесы Шарлотта - знаменитая пианистка, талантливый человек, посвятивший свою жизнь служению искусству, музыке, сцене. Мне изначально хотелось, чтобы масштаб личности актрисы, которая будет ее играть, был сопоставим с масштабом героини. Поэтому ставка изначально была сделана на Ирину Лебсак. Она выступила еще и ассистентом режиссера. Так принято, когда работает приглашенный режиссер, ассистентом назначают человека, который находится внутри спектакля и остается проводником его идей, замысла. Успех спектакля зависит от того, сложился ли ансамбль. Георгий Товстоногов говорил, что 50 процентов успеха зависит от того, правильно ли распределены роли. Я знаю артистов Лермонтовского театра, я хожу на его постановки, с кем-то из актеров пересекалась по работе. Я считала, что на сцене дочери Шарлотты должны быть чем-то похожи на нее. К этому можно отнестись с иронией, но на роли дочерей персонажа Лебсак были распределены все брюнетки театра. Кристина Храмова, играющая роль Елены, - очень сильная актриса; девушку, годами прикованную к инвалидной коляске, сможет сыграть мастер, умеющий создавать психологический рисунок. Виктор, муж Евы, - один из самых симпатичных персонажей, деликатный, аристократичный человек, который умеет любить, жертвовать. Это абсолютно Виталий Багрянцев. Нам нужно было показать аристократическую семью, поэтому на роль Евы подходила Наталья Гурьянова, которая приехала к нам из Петербурга, она и училась в Питере. Наташа такой рефлексирующий интеллигент, уходящая натура... Мы работаем в разных методах с театром имени Лермонтова, но актеры суперпрофессиональные, они откликаются на любой метод, готовы экспериментировать и абсолютно доверительны в репетиционном процессе. В спектакль вложили много любви, он о семье, а семья - это прежде всего любовь. Актерских приносов было достаточно, мы работали этюдным методом, импровизировали, находили, фиксировали, спорили, отказывались, снова искали. Например, при создании сцены, когда Ева репетирует Шопена с матерью, всем было жарко. Я очень люблю репетиционный процесс и счастлива, что он был именно таким. Выпускать спектакль всегда очень страшно. Представьте, мы в течение пяти месяцев ежедневно были вместе, и большое счастье, когда зритель дышит вместе с тобой, читает ваш замысел. И если кто-то, посмотрев пьесу, задумается и перестанет кричать на мать, будет больше уделять времени детям, мужу, значит, мы добились своего. Готовя постановку, я каждый раз умираю и воскресаю снова. За финал мы боролись всей группой, у Бергмана он более печальный, но считаю, что в контексте современных сложных для всего общества событий команда приняла правильное решение.

В спектакле много музыки, так как произведение о музыканте, драматургическая конструкция спектакля охватывает творчество Шопена, звучат его произведения, о нем много говорится через персонажа, музыка отражает драматургичесий конфликт. Шарлотта посвятила себя творчеству, принеся в жертву свое семейное счастье, и это очень типичная история для многих артистов, музыкантов, режиссеров, художников. Поэтому я не могла обойти тот факт, что музыка в этом спектакле - это персонаж, гиперперсонаж, то, что есть над всеми, кто участвует в этой истории, это бог в “Осенней сонате”. Я сама очень люблю музыку и всегда серьезно отношусь к выбору музыкального материала, пришоу, слушаю, пробую, музыка не должна быть фоном, иллюстрирующим действие, это партнер актеров.

Поделиться
Следуйте за нами